Главная » Статьи » Медицина » Диплом |
Организация работы перевязочного кабинета
Перевязочный кабинет – специально оборудованное помещение, в котором проводят перевязки и ревизию ран, а также различные процедуры в процессе их лечения. В перевязочном кабинете производятся:
Санитарный режим в перевязочных кабинетах такой же, как и в операционных, здесь проводится 5 видов уборки: 1. Предварительная уборка проводится перед началом рабочего дня. 2. Текущая уборка проводится в течение дня. 3. Уборка после каждой операции или манипуляции. 4. Заключительная уборка проводится в конце дня. 5. Генеральная уборка проводится один раз в 7 дней. Перевязочная должна быть размещена в отдельном помещении площадью не менее 22 м2. Для проведения гнойных и "чистых" перевязок организуют работу в двух отдельных перевязочных кабинетах. В крайних случаях допускается выполнение перевязок в одном кабинете при условии выполнения "чистых перевязок" в первую очередь. Однако, во всех случаях, когда этого можно избежать, следует предусматривать два помещения. Стены должны быть облицованы плиткой до потолка или покрыты влагостойкой краской. Потолок должен быть также покрыт влагостойкой краской. Для покрытия полов должны быть использованы влагонепроницаемые материалы (линолеум, плитка и т.п.). Перевязочная должна быть оборудована секционной мойкой с подводкой горячей и холодной воды и краном с локтевым или педальным управлением, зеркалом, приточно-вытяжной вентиляцией с механическим побуждением и естественной вентиляцией через форточки, фрамуги и т.д. Поверхности отопительных приборов должны быть гладкими, окрашенными, легко подвергающимися влажной уборке. Помещение перевязочного кабинета должно иметь естественное, общее и локальное искусственное освещение. Искусственное освещение может осуществляться как люминесцентными, так и лампами накаливания. Светильники общего освещения кабинета должны быть со сплошными (закрытыми) рассеивателями. Над перевязочным столом монтируется бестеневая лампа. Перевязочная должна быть оборудована закрытыми, открытыми или комбинированными лампами ультрафиолетового бактерицидного излучения. В перевязочном кабинете выделяют асептическую, рабочую и хозяйственную зону и обеспечивают исключение перекреста "чистого" и "грязного" потоков. Перевязочная должна иметь стол для выполнения перевязок, наркозный аппарат, малый рабочий стол для расположения индивидуальной укладки стерильного материала, передвижной стол, медицинский шкаф, стул, рабочий стол для оформления документации, стол (тумбочка) с выдвижным ящиком для дезинфицирующих средств. Мебель должна иметь влагостойкие поверхности, подлежащие дезинфекции. В асептической зоне располагают подготовленный к работе наркозный аппарат и манипуляционный стол с приготовленными для перевязки растворами, спиртовым кожным антисептиком, мазями. Стерильные материалы в упаковке должны храниться на отдельной полке медицинского шкафа. Лекарственные препараты размещают в шкафу в соответствии с требованиями фармпорядка. Биксы со стерильным материалом и подготовленные для стерилизации биксы хранят в разных отделениях шкафа. В рабочей зоне выполняются перевязки пациенту, и заполняется медицинская документация. В этой зоне располагаются стол для выполнения перевязок, наркозный аппарат при проведении больному анестезии, малый рабочий стол, передвижной стол, медицинский шкаф, стул, рабочий стол для оформления документации. В хозяйственной зоне располагается раковина, стол с выдвижным ящиком для дезинфицирующих средств. На столе располагаются 3 емкости с дезинфицирующими растворами (две емкости для дезинфекции использованных инструментов и емкость для текущей дезинфекции поверхностей), емкость для использованных масок. В столе хранится трехдневный запас дезинфицирующего препарата, моющее и чистящее средства, чистая сухая ветошь, мерная посуда, перчатки для уборки помещения. Предстерилизационную очистку и стерилизацию инструментов следует проводить в централизованном стерилизационном отделении (ЦСО). При отсутствии ЦСО предстерилизационная очистка инструментария проводится в кабинете. Для обработки медицинского инструментария должны быть использованы специальные закрывающиеся емкости (контейнеры), имеющие решетку и прижимную крышку [10, с. 6]. Оборудование и оснащение перевязочной может варьироваться в зависимости от местных условий, преобладания той или иной хирургической патологии. Ниже приведен примерный перечень. 1. Стол перевязочный – 1 2. Стол для стерильных материалов и инструментов – 1 3. Малый инструментальный стол – 1 4. Столик для медикаментов и режущих инструментов – 1 5. Стул винтовой – 2 6. Подставки для биксов – 2 7. Шкаф для инструментов – 1 8. Шкаф для медикаментов – 1 9. Подставка для операций на кисти – 1 10. Светильник бестеневой с аварийным освещением – 1 11. Лампа бактерицидная – 1 12. Биксы (коробки стерилизационные) разных размеров – 4 13. Штатив с флаконодержателем для внутривенных вливаний – 1 14. Тазик четырехугольный с крышкой – 1 15. Сфигмоманометр – 1 16. Жгуты кровоостанавливающие – 2 17. Роторасширитель, языкодержатель – по 1 18. Трубка дыхательная (воздуховод) – 1 19. Корнцанг в банке с дезинфицирующим раствором – 1 20.Ножницы для разрезания повязок – 1 21.Системы для внутривенного вливания одноразового пользования стерильные – 4 22.Машинка для стрижки волос и бритва – по 1 23.Набор транспортных шин – 1 24.Ванна ножная 25.Ванна ручная – 1 26.Вешалка – 1 27.Фартуки пластиковые – 3 28.Ведро для сбора грязного материала – 1 29.Набор хирургических инструментов, соответствующий объему операций и хирургической работы в перевязочном кабинете. Устройство перевязочной зависит от специализации и профиля отделения, однако при ее организации должны соблюдаться основные общехирургические принципы: облицовка стен и пола керамической плиткой для удобства проведения влажной уборки помещения; достаточное естественное и искусственное освещение; минимум необходимой для работы мебели; хорошая вентиляция. Основной принцип работы перевязочной – строгое соблюдение правил асептики. Все, что приходит в контакт с раной, должно быть стерильным. Если в отделении нет возможности иметь отдельную перевязочную для больных с инфицированными и гнойными ранами, то в первую очередь перевязываются больные с «чистыми», неинфицированными ранами, с ранами, закрытыми швами, и только потом приступают к перевязке больных с гнойными ранами и кишечными свищами. Ежедневная работа среднего медперсонала в перевязочной складывается из подготовки помещения, личных подготовительных мероприятий, выполнения манипуляций, уборки помещения. Работа в перевязочной начинается за 1-1,5 часа до начала перевязок. Прежде всего (возможно, накануне вечером) проводится стерилизация инструментов в сухожаровых шкафах и из стерилизационной доставляются в биксах автоклавированные стерильное белье и перевязочный материал. Перед тем, как накрыть в перевязочной стол для инструментов, проводят влажную уборку: мытье пола и протирание всех горизонтальных поверхностей с раствором антисептика. Работа в перевязочной проводится специально выделенной из среднего медперсонала отделения перевязочной медсестрой. Форма одежды при работе в перевязочной – хирургический костюм, шапочка, маска, чистый (нестерильный) операционный халат. Закончив влажную уборку, перевязочная медсестра должна обработать руки, вымыть их с мылом и обработать стерильным ватным шариком с 96 % спиртом и надеть стерильные перчатки, после чего надеть стерильный халат и заняться подготовкой к работе стола для инструментов. Для этого стол накрывается стерильной простыней, сложенной в несколько слоев. Затем на стол из сухожарового шкафа, стерилизатора, биксов выкладывают инструментарий и часть перевязочного материала (марлевые шарики, малые салфетки). Инструментарий раскладывают на столе по группам: ножницы, зажимы, пинцеты, бужи и зонды, скальпели, лотки. Разложенный инструментарий закрывают сверху стерильной простыней. Для того чтобы не нарушались правила асептики во время перевязки, медсестра для каждого больного должна брать с инструментального столика новый стерильный лоток и положить в него все, что потребуется для данной процедуры (заранее обговаривается с врачом): два пинцета, несколько разных зажимов, скальпель или ножницы, смоченные антисептиком марлевые шарики, салфетки. Лоток помещается около больного, и врач сам берет необходимые для работы инструменты. Использованные во время перевязки инструменты складывают в нестерильный лоток и впоследствии – в контейнер с дезинфицирующим раствором для замачивания и последующего мытья и стерилизации. Использованный перевязочный материал помещается в специальный контейнер и в конце рабочего дня уничтожается по принятому в данном стационаре способу. Неиспользованные во время рабочего дня инструменты подвергаются повторной стерилизации. В последние годы для хранения стерильного инструментария все более широкое применение получают камеры с постоянным ультрафиолетовым облучением типа «Ультралайт». По своей сути камера представляет собой закрытый со всех сторон инструментальный столик с откидывающейся верхней крышкой, в котором постоянно включен ультрафиолетовый излучатель, поддерживающий в камере абактериальную среду. Стерильные инструменты раскладываются в камере, как и на обычном столе. Во время рабочего дня сестра открывает крышку камеры и корнцангом собирает в стерильный лоток необходимые в данный момент инструменты. Преимуществом использования камеры является возможность поддержания стерильности инструментов на протяжении 7 суток даже при условии периодического открывания камеры и забора инструментов. После каждой перевязки необходимо дважды с интервалом протереть клеенку на поверхности операционного стола (кушетки) дезинфицирующим раствором, дав ей высохнуть, и застелить чистую простынь. После перевязки больных с обширными гнойно-некротическими процессами, кишечными свищами необходимо проводить влажную уборку перевязочной и кратковременное (30 минут) кварцевание. В конце рабочего дня проводится влажная уборка перевязочной дезинфицирующими растворами, мытье инструментов и закладка их в сухожаровой шкаф и стерилизатор, закладка белья и перевязочного материала в биксы с транспортировкой их в стерилизационную. На вечернее и ночное время в перевязочной включаются ультрафиолетовые облучатели (кварц) [11, с. 20].
Виды перевязочных кабинетов (стационар, поликлиника)
Перевязочный кабинет – специально оборудованное помещение для выполнения перевязок и небольших хирургических манипуляций (снятие швов, лапароцентез, лечебные и диагностические пункции и др.). Перевязочные кабинеты развертывают в больницах и медицинских учреждениях амбулаторного типа, при отделениях и кабинетах хирургического профиля (хирургических, травматологических, урологических). Выделяют перевязочные для так называемых чистых перевязок и отдельные перевязочные для больных с гнойно-воспалительными заболеваниями и осложнениями. В отделениях на 100 коек следует организовывать 2 перевязочные с двумя столами в каждой. Различают перевязочные кабинеты при хирургических кабинетах поликлиник и перевязочные хирургических отделений стационаров, чистые и гнойные. Перевязочная чистая предназначена для больных, не выделяющих возбудителей гнойной инфекции, например для снятия швов с послеоперационных ран, заживших первичным натяжением. Перевязочная гнойная предназначена для больных с нагноившимися ранами или заболеваниями, при которых имеются очаги гнойного воспаления. Назначение и оснащение перевязочных кабинетов хирургических отделений стационаров было подробно описано в предыдущей главе. Перевязочные кабинеты при хирургических кабинетах поликлиник предназначены для несложных хирургических вмешательств, не требующих госпитализации больного и сложного оборудования. Оснащение перевязочных кабинетов при хирургических кабинетах поликлиник более «скромное». Перевязочная должна иметь смежную дверь с кабинетом хирурга для приема больных и вторую дверь из коридора для вызова медицинской сестрой повторных больных для перевязки. Перевязочная комплектуется перевязочным столом, на котором размещается пациент во время перевязки или других лечебных манипуляций. Кроме того, в перевязочной должен быть: полужесткий больничный топчан с подголовником, три стерильных стола для инструментов, перевязочного материала, белья и для лекарственных средств, использующихся на перевязках. В перевязочной должны находится два рабочих столика размерами 40 на 40 см, медицинский стеклянный запирающийся шкаф с дневным запасом лекарственных средств и набором наиболее часто использующихся инструментов, бестеневая лампа над перевязочным столом и переносной рефлектор, стерилизатор с набором щеток для мытья рук, мыльница с мылом, лоток для отработанного материала или удаляемых жидкостей, педальное ведро с крышкой для снятых повязок и отработанных материалов, подставка (ножная) для облегчения укладывания больных на перевязочный стол. В перевязочной должны находиться емкости с дезсредствами для обработки использованных инструментов. Во многих случаях в перевязочной есть необходимость в наложении гипсовых повязок и должны быть предусмотрены ящики для хранения гипсовых бинтов и столы для приготовления лонгет.
Зонирование перевязочного кабинета
В соответствии с требованиями действующих нормативных документов (СНиП 2.08.02-89) в хирургическом отделении должно быть две перевязочных (для чистых и гнойных перевязок). Однако во многих медицинских учреждениях выделено по одной перевязочной комнате. Поэтому особенно важно в профилактике гнойно-септических осложнений строго соблюдать требования санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима [14, с. 33]. При наличии одной перевязочной перевязки больным, имеющим гнойные раны, необходимо назначать процедуры на конец рабочей смены. В перевязочном кабинете (рисунок 1), как поликлиники, так и стационара выделяют асептическую, рабочую и хозяйственную зону и обеспечивают исключение перекреста "чистого" и "грязного" потоков. Условное деление кабинета включает в себя три основные зоны:
Подготовка к работе перевязочного кабинета
Рабочий день начинается с осмотра перевязочной. Перевязочная медицинская сестра проверяет, пользовался ли дежурный персонал в ночное время перевязочной. При экстренном вмешательстве или внеплановой перевязке использованный и загрязненный перевязочный материал убирают в ведра с крышками, использованные инструменты, помыв, замачивают в растворе антисептика. Сестра проверяет по журналу уборки, протерты ли полы и мебель влажной тряпкой, расставляет биксы с материалом, устанавливает полученные накануне из аптеки медикаменты. Журналы перевязочного кабинета - это обязательные атрибуты каждого медицинского учреждения. Как правило, их несколько. Журнал уборки необходим для фиксации даты и времени проведения генеральных уборок. Не существует обязательной утвержденной формы такого журнала, поэтому медицинские работники каждого учреждения разрабатывают ее самостоятельно. Технологический журнал учета отходов используется для учета медицинских отходов класса Б и В. Также существует аварийный журнал (для фиксации аварийных ситуаций) и журнал учета инфекционных заболеваний. В нем медсестра фиксирует случаи развития внутрибольничных инфекций. По инициативе главного врача могут вводить дополнительные виды журналов: стерилизации, учета работы перевязочного кабинета, амбулаторный журнал [24]. Перевязочная сестра получает список всех перевязок на день, устанавливает их очередность. Убедившись в готовности перевязочной, сестра приступает к обработке рук (Приложение А). Предварительно она надевает операционную форму, тщательно прячет волосы под косынку или шапочку, надевает маску. После обработки рук сестра одевается. Она берет из бикса халат, не касаясь им краев бикса. Осторожно развернув его на вытянутых руках, она надевает его, завязывает тесемками рукава халата и прячет тесемки под рукав. Открывает биксы и завязывает сзади тесемки халата санитарки перевязочной (Приложение Б). После этого сестра надевает стерильные перчатки (Приложение В) и накрывает инструментальный стол (Приложение Г). Для этого она достает из бикса стерильную простыню и стелет ее, сложенную вдвое, на инструментальный стол. Все подготовительные работы проводятся перевязочной медицинской сестрой в начале рабочего дня в следующем порядке: 1) проведение текущей уборки; 2) разведение рабочих растворов для дезинфекции на рабочую смену; 3) медицинская сестра накрывает стол для нестерильных лекарств и инструментов (мази, одноразовые шприцы, подсобные ножницы и т.д.); 4) проверяет наличие стерильных укладок, срок годности стерильного перевязочного материала, инструментов и медикаментов; 5) биксы (или специальные многослойные пакеты из различных материалов – крафт-пакеты, комбинированные или пакеты из крепированной бумаги и др.), доставленные в перевязочную из ЦСО, вынимаются из транспортировочного защитного чехла (мешка) – полотняного (брезентового, текстильного) или пластикового – и ставятся на подсобный стол. Наружная поверхность биксов перед вскрытием подвергается дезинфекции. 6) накрывает стол для стерильных инструментов и перевязочного материала [12, с. 16]. Подготовительная работа должна быть закончена к 10 часам.
Организация работы медсестры перевязочного кабинета Должностная инструкция медсестры перевязочного кабинета
Приведем должностную инструкцию медицинской сестры перевязочной операционного блока: 1. Общая часть На должность медицинской сестры перевязочной назначается лицо со средним медицинским образованием, имеющее диплом по специальности «Сестринское дело». Назначается и увольняется директором в соответствии с действующим законодательством. Непосредственно подчиняется старшей медицинской сестре, в процессе подготовки и во время перевязок врачу-хирургу, в период дежурства – дежурному врачу отделения. В своей работе руководствуется правилами и инструкциями по выполняемому разделу работы, с распоряжениями и указаниями вышестоящих должностных лиц, настоящей Инструкцией. Работник должен владеть компьютером на уровне уверенного пользователя (Word, Excel, Интернет). 2. Функции Осуществляет подготовку перевязочного кабинета к работе. Обеспечивает соблюдение норм санитарно-эпидемиологического режима в кабинете. Организует и контролирует работу младшего медицинского персонала. Осуществляет контроль очередности и сложности манипуляций. 3. Обязанности Медицинская сестра перевязочной обязана: 3.1. Готовить перевязочный кабинет к работе и участвовать в проведении перевязок. 3.2. Соблюдать очередность при осуществлении различной степени сложности манипуляций. 3.3. Следить за соблюдением правил асептики и антисептики в процессе работы. 3.4. Контролировать работу младшего медицинского персонала перевязочного кабинета. 3.5. Вести необходимую учетно-отчетную документацию. 3.6. Подготавливать белье, перевязочный материал, инструментарий к стерилизации. 3.7. Следить за исправностью электрооборудования в перевязочном кабинете. 3.8. Следить за своевременным направлением на гистологическое, клиническое и бактериологическое исследование материала, взятого во время перевязки. 3.9. Принимать и сдавать дежурство по перевязочному кабинету. 3.10. При необходимости выполнять функции операционной медицинской сестры при выполнении несложных оперативных вмешательств, проводимых в перевязочном кабинете. 3.11. Соблюдать правила внутреннего распорядка, противопожарной безопасности и техники безопасности, санитарно-эпидемиологического режима. 3.12. Находясь при исполнении служебных обязанностей соблюдать соответствующую форму одежды. 3.13. Бережно относиться к имуществу, оборудованию Работодателя, использовать его только для исполнения своих должностных обязанностей. 3.14. Квалифицированно и своевременно исполнять устные и письменные приказы, распоряжения и поручения руководства, а также нормативные правовые акты по своей профессиональной деятельности. 3.15. Систематически повышать свою квалификацию, в том числе посредством самообразования. 3.16. В части охраны труда и техники безопасности медицинская сестра перевязочной обязана: − соблюдать нормы, правила и инструкции по охране труда − правильно применять коллективные и индивидуальные средства защиты; 3.17. немедленно сообщать своему непосредственному руководителю о любом несчастном случае, происшедшем на производстве, о признаках профессионального заболевания, а также о ситуации, которая создает угрозу жизни и здоровью людей. 4. Права Медсестра перевязочной имеет право: 4.1. Контролировать соблюдение правил асептики и антисептики во время проведения перевязок. 4.2. Отдавать распоряжения санитарке перевязочного кабинета. 4.3. Проверять объем работы и качество выполненной работы. 4.4. Удалять из перевязочного кабинета персонал любого отделения за нарушение правил асептики и неправильное поведение, а также делать замечания при нарушении правил асептики врачам и среднему персоналу других отделений. 4.5. Вносить предложения старшей операционной медицинской сестре и заведующему отделением по вопросам улучшения организации своего труда. 4.6. Получать информацию, необходимую для выполнения своих обязанностей. 4.7. Принимать участие в работе совещаний, проводимых в отделении, на которых рассматриваются вопросы, относящиеся к ее компетенции. 4.8. Повышать профессиональную квалификацию на курсах усовершенствования или на рабочем месте в установленном порядке. 5. Ответственность Медицинская сестра перевязочной несет ответственность за: 5.1. Отсутствие санитарно-гигиенического режима в перевязочном кабинете. 5.2. Сохранность инструментария, шовного материала, аппаратуры. 5.3. Нарушение правил асептики. 5.4. Срыв и задержку перевязок по собственной вине. 5.5. Отсутствие знаний о ходе перевязок [12, с. 8]. Должностная инструкция утверждается заведующий операционным блоком хирургического отделения и согласовывается с главной медицинской сестрой и начальником отдела кадров.
| |
Категория: Диплом | Добавил: Archer (15.06.2021) | |
Просмотров: 15873 | |
Всего комментариев: 0 | |