Главная » Статьи » Педагогика » Контрольная работа 1

Технология программированного обучения

1. Технология программированного обучения

 

Программированное обучение возникло в начале 50-х годов XX в., когда американский психолог Б. Скиннер предложил повысить эффективность управления усвоением материала, построив его как последовательную программу подачи порций информации и их контроля. Впоследствии Н. Краудер разработал разветвленные программы, которые в зависимости от результатов контроля предлагали ученику различный материал для самостоятельной работы. В отече­ственной науке технологию программированного обучения разрабатывали П. Я. Гальперин, Л. Н. Ланда, А. М. Матюшкин, Н. Ф. Талызина и другие.

Технология программированного обучения — это технология самостоятельного индивидуального обучения по заранее разработанной обучающей программе с помощью специальных средств (программированного учебника, особых обучающих машин, ЭВМ и пр.). Она обеспечивает каждому учащемуся возможность осуществления учения в соответствии с его индивидуальными особенностями (темп обучения, уровень обучения и пр.).

Характерные черты технологии программированного обучения:

  • разделение учебного материала на отдельные небольшие, легко усваи­ваемые части;
  • включение системы предписаний по последовательному выполне­нию определенных действий, направленных на усвоение каждой части;
  • проверка усвоения каждой части. При правильном выполнении конт­рольных заданий учащийся получает новую порцию материала и выполняет следующий шаг обучения; при неправильном ответе учащийся получает помощь и дополнительные разъяснения;
  • фиксирование результатов выполнения контрольных заданий, кото­рые становятся доступными как самим учащимся (внутренняя обратная связь), так и педагогу (внешняя обратная связь).

Основное средство реализации технологии программированного обучения — обучающая программа. Она предписывает последовательность действий по овладению определенной единицей знаний. Обучающие программы могут быть оформлены в виде программированного учебника или других видов печатных пособий (безмашинное программированное обучение) или в виде программы, подаваемой с помощью обучающей машины (машинное программированное обучение).

В основу обучающих программ кладутся три принципа программирова­ния: линейное, разветвленное и смешанное.

При линейном принципе программирования обучаемый, работая над учебным материалом, последовательно переходит от одного шага программы к следующему. При этом все ученики последовательно выполняют предписанные шаги программы. Различия могут быть лишь в темпе проработки материала.

При использовании разветвленного принципа программирования работа учеников, давших верные или неверные ответы, дифференцируется. Если учащийся выбрал верный ответ, то получает подкрепление в виде подтверждения правильности ответа и указание о переходе к следующему шагу программы. Если же учащийся выбрал ошибочный ответ, ему разъясняется сущность допущенной ошибки, и он получает указание вернуться к какому-то из предыдущих шагов программы или же перейти к некоторой подпрограмме.

Принцип разветвленного программирования по сравнению с линейным позволяет больше индивидуализировать обучение учащихся. Ученик, дающий верные ответы, может быстрее продвигаться вперед, переходя без задержек от одной порции информации к другой. Ученики, делающие ошибки, продвигаются медленнее, но зато читают дополнительные пояснения и устраняют пробелы в знаниях.

Разработаны также смешанные технологии программированного обучения. В качестве таковых известны шеффилдская и блочная технологии.

Шеффилдская технология программированного обучения была разработана английскими психологами. Согласно этой технологии учебный материал делится на различные по объему части (порции, шаги). Основанием деления является дидактическая цель, которая должна быть достигнута в результате изучения данного фрагмента программированного текста с учетом возраста учащихся и характерных особенностей темы. В зависимости от дидактической цели определяется и способ ответа учащихся: путем его выбора или заполнения пробелов, имеющихся в тексте.

Основу блочной технологии программированного обучения составляет гибкая программа, всесторонне учитывающая разнообразие действий, определяющих процесс учения. Она обеспечивает учащимся выполнение разнообразных интеллектуальных операций и оперативное использование приобретаемых знаний при решении определенных задач.

Основным компонентом такой программы является так называемый проблемный блок, который требует от учащегося интенсивной интеллектуальной работы, например решения задачи с неполными данными, формулировки или проверки гипотезы, планирования эксперимента и т. п. Эта работа предполагает выполнение различных умственных действий (обобщения, доказательства, объяснения, проверки), обогащающих объем их знаний.

Независимо от характера технологической системы программированного обучения обучающая программа может быть представлена с помощью учебников или машин. Существуют учебники с линейной, разветвленной и смешанной структурами программирования материала.

Разными бывают и машины, предназначенные для представления запрограммированных текстов. Их тип зависит от реализуемой дидактической функции:

  • информационные машины, предназначенные для передачи учащимся новой информации;
  • машины-экзаменаторы, служащие для контроля и оценки знаний учащихся;
  • машины-репетиторы, предназначенные для повторения с целью закрепления знаний;
  • тренировочные машины, или тренажеры, используемые для формирования у учащихся необходимых практических умений, например печатания на машинке, алгоритмизации поиска повреждений в технических устройствах, обслуживания машин и т. п.

Принципиальной разницы между структурой программированных учебников и программ к обучающим машинам нет. Основная разница заключается лишь в технике подачи учебной информации и заданий, получения ответа от учащегося и выдачи ему сообщения о степени правильности его действий.

Эффективность технологии компьютерного обучения обусловливается качеством обучающих программ и качеством вычислительной техники.

Линейная и разветвленная программа имеют свои достоинства и недостатки. Поэтому при составлении программированных пособий целесообразнее пользоваться комбинированной системой.

Общий недостаток линейной системы состоит в обилии мелких незначительных вопросов, необходимости отвечать на каждый из них. Отсюда утомляемость, понижение продуктивности труда учащихся. Не учитывается разный уровень развития учащихся.

 

2. Анкетирование среди учащихся класса

 

В анкетировании участвовали 19 учащихся 5-го класса общеобразовательной школы. Проверка уровня школьной мотивации учащихся проводилась индивидуально с каждым ребёнком по методике Н.Г. Лускановой (1993), состоящей из 13 вопросов. Наилучшим образом отражающих отношение детей к школе и учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию. Автор предложенной методики отмечает, что наличие у ребёнка такого мотива, как хорошо выполнять все предъявляемые школой требования и показать себя с самой лучшей стороны, заставляет ученика проявлять активность в отборе и запоминании необходимой информации. При низком уровне учебной мотивации наблюдается снижение школьной успеваемости.

Преимущество анкетного метода состоит в том, что он позволяет за короткое время опросить большое количество учащихся. Проводится в индивидуальной форме.

Ребёнку давалась инструкция: «Сначала послушай вопрос и три варианта ответа на этот вопрос, а затем выбери один из трёх ответов, который выражает твоё мнение».

Вопросы анкеты:

 

  1. Нравится ли тебе учиться?
  2. Нравится ли ходить в школу?
  3. Что тебе нравится на уроках?
  4. Что тебе в школе и на уроках не нравится?
  5. Что бы ты хотел(а) изменить?
  6. Идешь ли ты в школу с радостью?
  7. Если бы разрешили завтра в школу не ходить, пошёл бы?
  8. Нравится ли тебе, когда отменяют уроки?
  9. Хотел бы ты, чтобы не задавали домашних заданий?
  10. Хотел бы ты, чтобы в школе остались одни перемены?
  11. Ты рассказываешь о школе дома?
  12. Ты хотел бы, чтобы учителя были нестрогие?
  13. Нравятся ли тебе твои одноклассники?

Все ответы на эту анкету по выявлению уровня школьной мотивации (кроме 3.4.5) оцениваются по шкале; «нет» - 0 баллов, «да» - 3 балла, «нейтральный» - 1 балл. Количество набранных баллов: 25 - 30 баллов - высокий уровень школьной адаптации и мотивации; 20 - 24 балла - средний уровень; 15 - 19 баллов внешняя мотивация, 10 - 14 баллов - негативное отношение к школе, низкая школьная адаптация.

Сводная ведомость по диагностике мотивации

 

На вопрос «Что тебе нравится на уроках?» учащиеся отвечали:

  • интересно - 8 человек;
  • нравится узнавать новое - 5;
  • нравится получать хорошие отметки - 4.

Вопрос «Что тебе в школе и на уроках не нравится?» показал следующее:

  • много уроков - 11 человек;
  • много задают на дом - 6.

Вопрос «Что бы ты хотел(а) изменить?» выявил следующее:

  • реже спрашивать - 10 человек;
  • меньше задавать - 5;
  • ввести телеуроки -2.

Анализируя полученные результаты можно сделать выводы:

  1. высокий уровень школьной мотивации имеют 6 учащихся;
  2. средний уровень - 11;
  3. внешнюю мотивацию имеют 2 человека.

Анализ результатов анкетирования показывает, что мотивацию учащихся к обучению можно и нужно повышать.

 

3. Федеральные государственные образовательные стандарты ФГОС

 

«Портрет выпускника основной школы»: какой он?

ФГОС личностные характеристики выпускника определяет следующим образом:

  • любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
  • осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
  • активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность
    труда, науки и творчества;
  • умеющий учиться, осознающий важность образования и
    самообразования для жизни и деятельности, способный применять
    полученные знания на практике;
  • социально активный, уважающий закон и правопорядок,
    соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;
  • уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог,
    достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих
    результатов;
  • осознанно выполняющий правила здорового и экологически
    целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
  • ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение
    профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.

 

Требования ФГОС к результатам освоения обучающимися основной
образовательной программы.

Требования ФГОС к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:

личностным, включающим готовность и способность обучающихся к
саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их
мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности,
системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-
смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в
деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;

метапредметным, включающим освоенные обучающимися
межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;

предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе
изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Личностные результаты освоения основной образовательной
программы основного общего образования должны отражать:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма,
уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа
России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении
моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-
исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей
современному уровню экологического мышления, развитие опыта
экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической
деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие
ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного
наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического
характера.

 

Метапредметные результаты освоения основной
образовательной программы основного общего образования должны
отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение
применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

 

Предметные результаты освоения основной образовательной
программы основного общего образования с учётом общих требований
Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.

 

Какие качества обеспечивает изучение предметной области «физическая культура и безопасность жизнедеятельности»?

Изучение предметной области «Физическая культура и основы
безопасности жизнедеятельности» должно обеспечить:

  • физическое, эмоциональное, интеллектуальное и социальное развитие
    личности обучающихся с учётом исторической, общекультурной и
    ценностной составляющей предметной области;
  • формирование и развитие установок активного, экологически
    целесообразного, здорового и безопасного образа жизни;
  • понимание личной и общественной значимости современной культуры
    безопасности жизнедеятельности;
  • овладение основами современной культуры безопасности
    жизнедеятельности, понимание ценности экологического качества
    окружающей среды, как естественной основы безопасности жизни;
  • понимание роли государства и действующего законодательства в
    обеспечении национальной безопасности и защиты населения;
  • развитие двигательной активности обучающихся, достижение
    положительной динамики в развитии основных физических качеств и
    показателях физической подготовленности, формирование потребности в систематическом участии в физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятиях;
  • установление связей между жизненным опытом обучающихся и
    знаниями из разных предметных областей.

 

Какие разделы должна содержать программа учебного предмета?

Основная образовательная программа основного общего
образования должна содержать три раздела: целевой, содержательный и
организационный.

Целевой раздел должен определять общее назначение, цели, задачи и
планируемые результаты реализации основной образовательной программы
основного общего образования, а также способы определения достижения
этих целей и результатов.

Целевой раздел включает:

  • пояснительную записку;
  • планируемые результаты освоения обучающимися основной
    образовательной программы основного общего образования;
  • систему оценки достижения планируемых результатов освоения
    основной образовательной программы основного общего образования.

Содержательный раздел должен определять общее содержание
основного общего образования и включать образовательные программы,
ориентированные на достижение личностных, предметных и
метапредметных результатов, в том числе:

  • программу развития универсальных учебных действий (программу
    формирования общеучебных умений и навыков) на ступени основного
    общего образования, включающую формирование компетенций
    обучающихся в области использования информационно-коммуникационных
    технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
  • программы отдельных учебных предметов, курсов, в том числе
    интегрированных;
  • программу воспитания и социализации обучающихся на ступени
    основного общего образования, включающую такие направления, как
    духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация
    , формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни;
  • программу коррекционной работы.

Организационный раздел должен определять общие рамки
организации образовательного процесса, а также механизм реализации
компонентов основной образовательной программы.
Организационный раздел включает:

  • учебный план основного общего образования как один из основных
    механизмов реализации основной образовательной программы;
  • систему условий реализации основной образовательной программы в
    соответствии с требованиями Стандарта.

 

Какие разделы должна содержать программа воспитания и социализации?

Программа воспитания и социализации должна содержать:

1) цель и задачи духовно-нравственного развития, воспитания и
социализации обучающихся, описание ценностных ориентиров, лежащих в ее
основе;

2) направления деятельности по духовно-нравственному развитию,
воспитанию и социализации, профессиональной ориентации обучающихся,
здоровье сберегающей деятельности и формированию экологической
культуры обучающихся, отражающие специфику образовательного
учреждения, запросы участников образовательного процесса;

3) содержание, виды деятельности и формы занятий с обучающимися
по каждому из направлений духовно-нравственного развития, воспитания и
социализации обучающихся;

4) формы индивидуальной и групповой организации профессиональной
ориентации обучающихся по каждому из направлений («ярмарки
профессий», дни открытых дверей, экскурсии, предметные недели,
олимпиады, конкурсы);

5) этапы организации работы в системе социального воспитания в
рамках образовательного учреждения, совместной деятельности
образовательного учреждения с предприятиями, общественными
организациями, в том числе с системой дополнительного образования;

6) основные формы организации педагогической поддержки
социализации обучающихся по каждому из направлений с учётом урочной и
внеурочной деятельности, а также формы участия специалистов и
социальных партнёров по направлениям социального воспитания;

7) модели организации работы по формированию экологически
целесообразного, здорового и безопасного образа жизни, включающие в том
числе рациональную организацию учебно-воспитательного процесса и
образовательной среды, физкультурно-спортивной и оздоровительной
работы, профилактику употребления психоактивных веществ
обучающимися, профилактику детского дорожно-транспортного травматизма, организацию системы просветительской и методической
работы с участниками образовательного процесса;

8) описание деятельности образовательного учреждения в области
непрерывного экологического здоровье сберегающего образования
обучающихся;

9) систему поощрения социальной успешности и проявлений активной
жизненной позиции обучающихся (рейтинг, формирование портфолио,
установление стипендий, спонсорство и т.п.);

10) критерии, показатели эффективности деятельности
образовательного учреждения в части духовно-нравственного развития,
воспитания и социализации обучающихся, формирования здорового и
безопасного образа жизни и экологической культуры обучающихся
(поведение на дорогах, в чрезвычайных ситуациях);

11) методику и инструментарий мониторинга духовно-нравственного
развития, воспитания и социализации обучающихся;

12) планируемые результаты духовно-нравственного развития,
воспитания и социализации обучающихся, формирования экологической
культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся.

 

Список использованной литературы:

1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.

2. Царева, С.Е. Учебная деятельность и умение учиться /
С.Е. Царева [Текст] / С.Е. Царева // Начальная школа. – 2007. – № 9. – С. 50-
57.

3. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте
[Текст] / Л.И. Божович. – СПб., 2008. – 398 с.

4. Володарская, И.А., Асмолов, А.Г., Бурменская, Г.В.,
Карабанова, О.А. Проектирование универсальных учебных действий в
старшей школе [Текст] / И.А. Володарская, А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская,
О.А. Карабонова // Национальный психологический журнал. – 2011. – № 1
(5). – С. 104-110.

 

Категория: Контрольная работа 1 | Добавил: Archer (18.06.2018)
Просмотров: 1428 | Теги: школа, технология, Программа, обучение
Всего комментариев: 0