Главная » Статьи » Экономика » КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА |
Введение
С переходом Российской Федерации (РФ) на рыночную экономику, с вступлением во Всемирную торговую организацию (ВТО), в связи с глобализацией и международной конкуренцией обостряются проблемы обеспечения национальной и экономической безопасности страны. Россия сегодня прилагает огромные усилия для защиты своих интересов на мировой арене и повышения уровня жизни своих граждан. Несмотря на существующие экономико-политические и социальные разногласия в мире, у Российской Федерации имеются свои национальные интересы, достижение которых возможно лишь на основе экономической безопасности государства, которая определяет способность экономики страны нормально функционировать в существующих условиях [1, с. 1]. Вопросы экономической безопасности в условиях мировой экономики становятся главенствующими при разработке экономической политики России. Действенные правовые механизмы необходимы для принятия верных решений в области экономических отношений. Исходя из этого, главной функцией системы экономической безопасности России становится управление возникающими противоречиями в реализации интересов государства, общества, личности. Экономическая безопасность страны – это сложное социально-экономическое понятие, которое отражает множество постоянно изменяющихся условий материального производства при переменных внешних и внутренних угрозах экономике страны. Необходимо отметить, что абсолютной экономической безопасности не существует. Экономика всегда работает в условиях внутренних и внешних угроз. Для понимания комплекса экономической безопасности России, ее необходимо разделить на составляющие части, а именно:
Анализу экономической безопасности России и ее составляющих и посвящена данная работа. В ней использованы статистические данные Росстата, Федеральной таможенной службы (ФТС) и прочих источников по состоянию экономики России. Кроме того, рассмотрены действующие нормативно-правовые документы и труды таких авторов, как М.В. Кунцман, Т. А. Бондарская, В.П. Бауэр, И.И. Беляев, а также Материалы VI Международной научно-практической конференции.
Анализ экономической безопасности Российской Федерации
Обеспечение экономической безопасности - это стратегическая задача государства, так как от экономики зависят все виды национальной безопасности: социальная, политическая, военная, технологическая, продовольственная. Угрозы экономической безопасности могут нарушить баланс в деятельности экономического субъекта любого уровня. Данные последних лет по экономической, социальной и политической обстановке в мире характеризуют ухудшение состояния экономической безопасности. За первые 20 лет XXI века мировая экономика стала более интегрированной и, одновременно, менее стабильной. Рост глобальной экономической взаимозависимости стран ведет к повышению уязвимости национальных экономик по отношению друг к другу. Иногда глобализация требует проведения серьезных экономических реформ и болезненной адаптации производственных систем стран. Кроме того, увеличение потоков капитала между странами дестабилизирует в периоды кризисов национальные экономики, сталкивающиеся с непостоянными потоками капитала, а способность развивающихся стран в сфере финансового контроля серьезно ограничена. Короче говоря, интеграция страны в мировое экономическое пространство влечет за собой потерю финансовым рынком страны своей автономии. Принятие и реализация политических решений на национальном уровне вынуждено происходить с оглядкой на существующие договора. Однако нельзя забывать о том, что и в условиях глобализации продолжают существовать национальные интересы, конкурентная борьба не прекращается, и поэтому атаки конкурентов будут всегда [19, с. 356]. Система экономической безопасности РФ и призвана обеспечить устойчивое развитие экономики страны с целью повышения уровня жизни населения, через нейтрализацию вызовов, угроз и атак конкурентов нормальному функционированию экономики. Рассмотрим подробнее, что представляет собой данная система. Система экономической безопасности включает в себя семь блоков:
Несложно заметить, что индикатор «Коэффициент фондов» - чистая декларация, не имеющая ничего общего с действительностью.
Об организации и правовом обеспечении экономической безопасности подробно говорилось в главе 2. Структура экономической безопасности имеет несколько уровней:
Поскольку речь идет об экономической безопасности РФ, нас интересуют в основном международный и национальный уровни. Международная экономическая безопасность - это состояние экономики, содержащее в себе взаимовыгодное сотрудничество стран, свободу выбора, участие в международном разделении труда. Это состояние, при котором каждому государству обеспечиваются:
Итак, перейдем непосредственно к анализу экономической безопасности России, опираясь на реальные данные Росстата и ФТС. Глобалисты, продвигая идею единой мировой экономики, видимо пытаются обеспечить экономическую безопасность всех стран в условиях нарастающей конкуренции на мировом рынке. Такое, право, не понять ни одному адекватному человеку. Вернемся к России. Откровенно говоря, заявлять об экономической самостоятельности страны, входящей в ВТО (следовательно, и политической, вспомните фразу В.И. Ленина), не приходится. Поговорим об экономической безопасности, угрозах, их причинах и истоках. Вернемся на несколько лет назад. Россия, август 1991, грянул переворот. К власти пришли новые люди, новые, не имеющие никакого опыта ни в государственном строительстве, ни в экономике. Результат всем известен. Махровый дилетантизм Москвы 90-х, поддержанный иностранными «инвесторами» и внутренним криминалом, привел к краху промышленности и сельского хозяйства, и, как следствие, к дефолту. Если бы не профессионализм Е.М. Примакова, слово «Россия», можно было бы встретить, пожалуй, только в учебниках истории. Вот в таких условиях началось становление экономической безопасности нашей страны. Посмотрим на реальные цифры экспорта и импорта РФ, приведенные ФТС России. Как видим, товарооборот России со странами дальнего зарубежья за год снизился на величину от 7-ми до 42-х процентов. И только товарооборот с Англией (всегда до болезненности высокомерно относившейся к своей самостоятельности, что и стало причиной ее выхода из ЕС) вырос на 53 %. А это означает падение промышленного производства в стране, поскольку почти половину российского импорта (46,2%) составляют машины, оборудование и транспорт. В конечном счете, это снижение производства естественно не поднимет уровень жизни российского населения, который по данным Numbeo и так находится на 67-ом месте после Колумбии и Панамы [20]. Приведенные данные показывают, что экспорт из России в страны СНГ в основном снижается, кроме Узбекистана и Туркмении. Падение экспорта составляет от 2-х процентов в Армению до 28-ми - в Белоруссию. Импорт же России из ближнего зарубежья в основном растет от 3-х процентов из Узбекистана до 110-ти – из Туркменистана. Эти цифры говорят о том, что производство продукции в стране снизилось, и вместо европейских товаров мы покупаем товары из Средней Азии, что вынуждает задуматься об их качестве. Данные подтверждают, что Россия экономически удаляется от Евросоюза и все теснее сотрудничает со странами Европейско-Азиатского Экономического Союза. С экономической точки зрения это и не хорошо, и не плохо. Технологические центры теперь существуют и в Азии. Это политически делит мир на два лагеря: западный и восточный. Кто знает, может быть, соперничество этих двух центров только ускорит, подхлестнет развитие цивилизации, как это уже происходило во времена соперничества СССР и США, - увидим. Однополярность мира, в любом случае, - это кандалы на ногах цивилизации. Данные, приведенные на рисунке, наглядно показывают, что слова Джона Маккейна, назвавшего Россию бензоколонкой, к великому сожалению, все еще остаются справедливыми. Доля энергоносителей в российском экспорте все еще превышают 60%, не смотря на все многообещающие заверения правительства. Грустно... Вспоминается А.С. Пушкин, который, не будучи ни политиком, ни экономистом, прекрасно знал: «Как государство богатеет, И чем живет, и почему Не нужно золота ему, Когда простой продукт имеет» [21, с. 4].
Выводы
Обеспечение экономической безопасности – реализация органами государственной власти, органами местного самоуправления и Центрального банка Российской Федерации во взаимодействии с институтами гражданского общества комплекса политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер, направленных на противодействие вызовам и угрозам экономической безопасности и защиту национальных интересов Российской Федерации в экономической сфере. Система экономической безопасности – это сложная многоуровневая система, состоящая из нескольких отдельных блоков. Обеспечение экономической безопасности страны в постоянно изменяющихся условиях мирового рынка и растущей конкуренции – задача сложная, но абсолютно необходимая для страны и ее народа.
| |
Категория: КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА | Добавил: Archer (15.06.2021) | |
Просмотров: 198 | |
Всего комментариев: 0 | |