Главная » Статьи » Экономика » КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Международные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности

Оглавление

 

1. Учет государственных субсидий, государственной помощи по МСФО…………………………………………………………………….

 

3

2. Налоги на прибыль в соответствии с МСФО……………………….

6

Выводы ………………………………………………………………….

12

Биографический список………………………………………………..

13

 

 

1. Учет государственных субсидий, государственной помощи по МСФО
 

Каждое государство поддерживает определенные компании или бизнес, предоставляя субсидии или другие виды государственной помощи.

Государственные субсидии, как один из видов государственной поддержки предпринимательства, включает:

1) субсидии, предназначенные для начала предпринимательской деятельности;

2) пособия на обучение и консультации;

3) пособия на инновационную деятельность и развитие изделий;

4) пособия на маркетинг;

5) поддержка экспорта;

6) пособия на развитие инфраструктуры и охрану окружающей среды.

Важнейшим стандартом, который касается государственных субсидий, является МСФО (IAS) 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи» [8].

Государственная помощь дает возможность компаниям получить экономические выгоды. Но с другой стороны, эти экономические выгоды предоставляют правительству механизм влияния на деятельность компаний, обычно, для обеспечения устойчивости роста фирм в определенном секторе экономики.

Более того, как видится разработчикам международных стандартов, государственная помощь, может направляться ​​на стимулирование экономической активности в определенных регионах или отраслях или на оказание долгосрочной поддержки. Причем степень влияния государства на экономику компании прямо пропорциональна объему выделяемых средств.  Однако ПКР (SIC) 10 «Государственная помощь — отсутствие конкретной связи с операционной деятельностью» отмечает, что в некоторых странах государственная помощь компаниям может не иметь связи с операционной деятельностью предприятия [2, с. 25].

Примером такой помощи может быть передача государством ресурсов организациям, которые:

1) действуют в конкретной отрасли;

2) продолжают осуществлять деятельность в недавно приватизированных отраслях;

3) начинают или продолжают в вести бизнес в слабо развитых странах.

Таким образом, все это означает, что государственная помощь предоставляется для определенной отрасли.

Чтобы получить государственную субсидию, компания должна соответствовать определенным условиям, на основании которых она предоставляется. Сложность заключается в том, что получение субсидии не гарантирует, что компания выполнит все наложенные на нее условия.  Разработчики МСФО это понимают, но ответственность за такие действия в стандартах не прописана. Это оправданно и логично, поскольку ответственность лежит на самих странах.

Формы предоставления государственной помощи в МСФО:

1) субсидии, относящиеся к активам;

2) субсидии, относящиеся к доходу.

Первая категория грантов предназначена для приобретения (например, компания строит или покупает) долгосрочных активов – это основное условие предоставления данной формы субсидий. Могут существовать также дополнительные условия, которые ограничивают либо вид активов, либо их местонахождение, либо период, в течение которого их следует приобрести.

Вторая категория субсидий включает субсидии, которые приводят к будущему доходу компании в связи с получением субсидии. Дополнительно ко второй категории могут быть отнесены субсидии на реализацию операционных расходов компании.

В российской бухгалтерии государственные субсидии называются адресным финансированием, после получения помощи счета по учету денежных средств и капитальных вложений увеличиваются.

Прежде всего, необходимо отметить, что учет государственных субсидий не зависит от формы их представления – в денежной или натуральной форме. Порядок учета одинаков для всех типов государственных субсидий. МСФО (IAS) 20 «Учет государственных субсидий» предлагает на выбор два подхода: с точки зрения капитала и с точки зрения доходов.

Таким образом, компания имеет право выбрать любой из вариантов учета субсидий: как капитальный, так и доходный.

На наш взгляд, наиболее оправданный подход – с точки зрения доходов. При таком подходе очень важно признавать субсидии в составе прибыли или убытка на систематической основе для тех отчетных периодов, когда компания признает в качестве расхода затраты, компенсирующие предоставленные субсидии.

МСФО (IAS) 20 применяется к учету и раскрытию информации о государственных субсидиях, а также к раскрытию других форм государственной помощи.

Однако в стандарте не рассматриваются:

1) конкретные вопросы учета государственных субсидий в финансовой отчетности, которые отражают влияние изменений цен или как часть дополнительной информации аналогичного характера;

2) государственная поддержка компании в форме стимулов, которые могут использоваться для определения налогооблагаемого дохода или которые определяются или ограничиваются обязательством по налогу на прибыль (например, освобождение от налога на прибыль, инвестиционные налоговые льготы, ускоренная амортизация и снижение налогов);

3) государственное участие в капитале компании;

4) государственные субсидии в соответствии с МСФО 41.

2. Налоги на прибыль в соответствии с МСФО

 

Малицкая В.Б., Чиркова М.Б., Кузнецова И.В. считают, что в современных условиях возрастает потребность в новых научных и методических разработках в области бухгалтерского учета, основанных на международной теории и практике, что позволяет эффективно решать важные прикладные задачи с учетом накопленного зарубежного опыта [4, с. 58].

Основная задача МСФО 12 «Налоги на прибыль» - это достоверное представление в отчетности информации о налоге на прибыль. Решаемая стандартом задача состоит в том, чтобы представить в отчетности следующее:

1) текущие налоговые последствия операций компании;

2) будущие налоговые последствия операций, проведенных компанией в отчетном периоде [5, с. 121].

МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль» регламентирует отражение в бухгалтерском учете и отчетности налога на прибыль. Ключевой вопрос учета налога на прибыль состоит в том, как следует учитывать текущие и будущие налоговые последствия:

1) будущее возмещение или погашение текущей стоимости активов и обязательств, которые признаны в балансе компании;

2) хозяйственных операций и других событий отчетного периода, признанных в финансовой отчетности компании.

Согласно МСФО представим следующие  определения:

Налогооблагаемая прибыль или налоговый убыток – это прибыль или убыток за период, определяемые в соответствии с правилами, установленными налоговыми органами, в отношении которых подлежат уплате или возмещению налоги на прибыль [1].

Временные разницы – это разницы между балансовой стоимостью актива или обязательства в отчете о финансовом положении и налоговой стоимостью этого актива или обязательства. Временные разницы могут быть двух видов:

(a) налогооблагаемые временные разницы, которые приведут к налогооблагаемым суммам при расчете налогооблагаемой прибыли или налогового убытка будущих периодов в момент возмещения или погашения балансовой стоимости указанного актива или обязательства;

(b) вычитаемые временные разницы, которые приведут к суммам, вычитаемым при определении налогооблагаемой прибыли или налогового убытка будущих периодов в момент возмещения или погашения балансовой стоимости указанного актива или обязательства. [1]

Стандарт МСФО 12 используется независимо от управленческих и факторных особенностей бизнеса, применяющего в работе международные стандарты отчетности. Он применяется любыми коммерческими организациями на всех рынках в отношении всех национальных и зарубежных налогов, которые исчисляются организацией в отношении размеров ее финансового профита. В данную группировку агрегированной налоговой нагрузки компании включены, кроме того, все налоги по разделу прибыли, связанные с материнскими и дочерними компаниями, в сотрудничестве совместных и ассоциированных предприятий по доходам, причитающимся в пользу указанного в отчетности предприятия [6].

В учетной политике организации на основании регламента данного  стандарта расшифровываются и закрепляются понятия, по которым проводится управленческая аналитика налогового раздела ее прибыли, и последующее применение обобщенных данных при формировании данного раздела отчетности:

1. Каждый актив и обязательство организации приобретают характеристику налоговой базы в виде суммы, которая закреплена на активе или обязательстве в налоговых целях.

2. Бухгалтерская  прибыль рассматривается в виде суммы прибыли или убытка до применения суммы расхода по налогу в периоде.

3. Текущие налоги – суммарная величина налогов, исчисленных в отношении облагаемой налогами прибыли компании в текущем периоде.

4. Отложенные налоги – прогнозируемая величина налоговых платежей будущих периодов с учетом временной разницы.

5. Сумма денежного расхода по налогу – агрегированная сумма, учитываемая в периоде по прибыли или убытку и состоящая из размера текущих и отложенных налогов.

По требованиям «МСФО IAS 12 Налоги на прибыль» компания  должна разделять дополнительную информацию в разрезе доходов и расходов по налогу на прибыль, раскрывая эти данные по отдельности. Консолидированные сведения, которые совместно дают больший аналитический и управленческий эффект, могут быть суммированы в группы показателей с целью предоставления пользователям отчетности более простого в работе инструмента. Так в группу детализирующих показателей могут быть включены данные по корректировкам между налоговыми периодами и сведения, поясняющие установленные фирмой метрики налоговых данных.

Второй группой могут быть сведения, открывающие особенности представленных в отчетности данных, демонстрирующих, к примеру, взаимосвязь дохода или расхода по налогу на прибыль и суммы бухгалтерской прибыли в целом. Для того чтобы наиболее полно отразить все метрики, данные и условия, которые организация считает целесообразно отразить для достижения достоверного раскрытия своих текущих и прогнозируемых налоговых обязательств, она дополняет отчетность любой, по ее мнению, существенной информацией.

Налог на прибыль является одним из основных и одновременно  сложных финансовых показателей организации и экономического состояния рассматриваемого бизнеса. Стандарт «IAS 12 Налоги на прибыль» дает возможность компаниям, ведущим свою деятельность по международным стандартам финансовой отчетности, разработать на базе рекомендаций собственную систему учета налога на прибыль независимо от периодов учета и общего состава этого многоуровневого показателя.

Применение комплекта рекомендаций, имеющихся в стандарте, дает возможность провести правильную оценку и обоснованное признание всех составляющих налога на прибыль в текущем и будущем периодах, деятельности организации. Данный подход содействует оздоровлению финансовой системы компании и формированию налоговой политики, отвечающей современным требованиям, что в свою очередь увеличивает  финансовую устойчивость и конкурентоспособность [6].

Налогообложение деловой репутации (гудвила) и его отражение в финансовой отчетности по международным правилам описано в пункте 21 МСФО 12. Налоговые структуры многих стран не позволяют считать амортизацию гудвила или его обесценение (по международным стандартам финансовой отчетности) расходом, который уменьшает прибыль. Более того, стоимость деловой репутации часто не снизит ее и в случае продажи всего бизнеса или дочерней компании. Согласно МСФО 12, в таких странах гудвил будет иметь «нулевую» налоговую базу. Казалось бы, любая разница между балансовой стоимостью гудвила и его налоговой базой, равной нулю, – налогооблагаемая временная разница. Однако МСФО 12 не разрешает учитывать возникшее отложенное налоговое обязательство, так как гудвил – остаточная величина. И в МСФО, и в ПБУ налоговые активы и обязательства необходимо представлять в бухгалтерском балансе отдельно от других активов и обязательств.

В соответствии с МСФО (IAS) 12 расходы организации по уплате налогу (РНП) включают [3, с. 114]:

  1. расходы по текущему налогу  (РТН); и
  2. расходы по отложенному налогу  (РОН).

РНП = РТН + РОН

Расход по текущему налогу определяется исходя из национальных правил налогообложения. Расход по отложенному налогу определяется временными разницами в отражении хозяйственной деятельности по  правилам финансовой отчетности и налогового законодательства.

Расход по отложенному налогу на прибыль (РОН) определяется величиной изменений за отчетный период в величине активов и обязательств по отложенному налогу, исчисляемых по балансовому методу.
Расход по отложенному налогу на прибыль состоит из следующих составляющих:

РОН = Изменение АОН + Изменение ООН,

где, АОН – актив по отложенному налогу,

       ООН – обязательство по отложенному налогу

Согласно МСФО 12, основные компоненты расхода по налогу на прибыль должны быть раскрыты в пояснениях к отчетности. Кроме того, данный стандарт требует отдельно раскрывать[7]:

1) общую сумму текущего и отложенного налога по статьям, которые дебетуются или кредитуются на счет собственного капитала;

2) расходы или доходы от возмещения по уплате налога по  чрезвычайным статьям, признанным в течение периода;

3) объяснение зависимости между расходом по налогу на прибыль и бухгалтерской прибылью;

4) пояснение изменений в используемой учетной ставке налога в сравнении с предыдущим периодом;

5) сумму и дату истечения срока действия вычитаемых временных разниц, неиспользованных налоговых убытков и кредитов, по которым в балансе не был признан актив по отложенному налогу;

6) общую сумму временных разниц, связанных с инвестициями в дочерние компании, филиалы и совместные предприятия;

7) в отношении каждого типа временных разниц, неиспользованных налоговых убытков и неиспользованных налоговых кредитов;

8) сумму активов и обязательств, признанных в бухгалтерском балансе для каждого представленного периода;

9) сумму дохода от возмещения налога или расхода по уплате налога, признанного в отчете о прибылях и убытках, если она не представляется очевидной из изменений в суммах, признанных в балансе;

10) в отношении прекращенной деятельности затраты по налогу, связанных с:

прибылью или убытком от прекращения деятельности;

прибылью или убытком от операций по прекращенной деятельности за период, вместе с соответствующими суммами для каждого предыдущего периода;

11) сумму актива по отложенному налогу и основания для его признания, когда:

- реализация актива по отложенному налогу зависит от получения налогооблагаемой будущей прибыли, превышающей прибыль, возникшую в результате погашения существующих налогооблагаемых временных разниц;

- компания несет убытки в текущем или предыдущем периоде, рассчитанные для целей налогообложения по позиции, в отношении которой определяется налоговый актив.

 

Выводы

 

Рассмотрев первый параграф «Учет государственных субсидий, государственной помощи по МСФО» пришли к следующему выводу, что государственная помощь дает возможность предприятиям получить экономические выгоды для обеспечения устойчивости роста фирмы.

Учет государственной помощи в виде субсидий может быть выражен как в денежной форме, так и в не денежной.  

МСФО (IAS) 20 «Учет государственных субсидий» предлагает на выбор два подхода: с точки зрения капитала и с точки зрения дохода.

Я придерживаюсь варианта доходного учета субсидий. Это наиболее оправданный подход, т.к. здесь важно признавать субсидии в составе прибыли или убытка на систематической основе для тех отчетных периодов, когда компания признает в качестве расхода затраты, компенсирующие предоставленные субсидии.

Учет финансовых результатов и распределения прибыли – центральный и один из важнейших вопросов во всей системе бухгалтерского и налогового учета.

Рассмотрев второй параграф «Налоги на прибыль в соответствии с МСФО» мы пришли к выводу, что МСФО (IFRS) 12 не только отражает сумму налога на прибыль в самом отчете о прибылях и убытках, но также иллюстрирует его основные компоненты.

В большинстве случаев основными компонентами налога на прибыль являются текущие налоги на прибыль и отложенные налоги, относящиеся к временным разницам, возникающим в данном периоде, и уменьшение остатка отложенных налогов за период.

 

 

Категория: КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА | Добавил: Archer (11.06.2021)
Просмотров: 277 | Теги: учет, налог, МСФО, субсидии
Всего комментариев: 0