Главная » Статьи » Экономика » Контрольная работа вариант 3

Контрольная работа

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по экономике

Вариант 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Система планов и их место в экономической политике предприятия

 

В хозяйственной практике отечественных предприятий общепризнано выделяются две основные системы или вида рыночного планирования: технико-экономические и оперативно-производственные.

Технико-экономическое планирование предусматривает разработку целостной системы показателей развития техники и экономики предприятия в их единстве и взаимозависимости, как по месту, так и по времени действия. В ходе данного этапа планирования обосновываются оптимальные объемы производства на основе учета взаимодействия спроса и предложения на продукцию и услуги, выбираются необходимые производственные ресурсы и устанавливаются рациональные нормы их использования, определяются конечные финансово-экономические показатели и т.п.

Оперативно-производственное планирование является следствием технико-экономического и представляет собой его последующее развитие и завершение. На данном этапе устанавливаются текущие производственные задания отдельным цехом, участком и рабочим местом, осуществляются разнообразные организационно-управленческие воздействия с целью корректировки процесса производства.

Система планов на предприятии может быть систематизирована по таким основным классификационным признакам как:

  • по содержанию следует выделить: технико-экономические, оперативно-производственные, организационно-технические, социально-трудовые, снабженческо-сбытовые, финансовые, бизнес-планирование, стратегическое, программное и другие;
  • по уровню управления в зависимости от числа линейных звеньев на предприятии различают такие виды, как корпоративное и заводское – на высшем уровне управления. На среднем уровне применяется цеховая система планирования, на нижнем – производственная, которая охватывает участки, бригады и рабочее место;
  • по методам обоснования находят применение системы рыночного, индикативного и административного или централизованного планирования;
  • по времени охвата планирование бывает краткосрочным или текущим (один год, квартал, декада или неделя), среднесрочным в пределах (1-3 лет) и долгосрочным или перспективным (от 3 до 10 лет);
  • по сфере применения планирование подразделяется на межцеховое, внутрицеховое, бригадное и индивидуальное;
  • по стадиям разработок планирование бывает предварительным, на этапе которого разрабатываются проекты планов, и окончательным;
  • по степени точности планирование бывает уточненным и укрупненным. Точность планов в основном зависит от применяемых методов, нормативных материалов, сроков планирования и от уровня квалификации разработчиков планов;
  • по типам целей планирование может быть оперативным, тактическим, стратегическим и нормативным.

Тактическое планирование заключается в обосновании задач и средств, необходимых для достижения заранее установленных или традиционных целей (например, завоевать лидерство на рынке сбыта продукции).

Стратегическое планирование включает выбор и обоснование средств, задач и целей для достижения заданных или текущих для предприятия результатов.

Нормативное планирование требует открытого и обоснованного выбора средств, задач, целей и идеалов. Оно не имеет установленных границ или фиксированного горизонта. В таком планировании решающую роль играет правильный выбор идеала или миссии предприятия.

По классификации Р.Л. Акоффа, планирование бывает реактивным, инактивным, преактивным и интерактивным.

Реактивное планирование базируется на анализе предшествующего опыта и истории развития производства и чаще всего опирается на старые организационные формы и сложившиеся традиции. Такое планирование рассматривает производственные проблемы по отдельности, а не как соответствующую систему, и потому не учитывает взаимодействие целого и его отдельных частей. Кроме того, оно основывается на ошибочном представлении, что если избавиться от ненужного, то получится требуемый результат. Это планирование начинает менеджер низшего звена с перечня того, что нужно предусмотреть для предстоящих изменений. Затем разрабатывается проект отыскания и устранения причины недостатков, производится оценка затрат и результатов по каждому проекту и устанавливаются нужные приоритеты. Далее отбирается проект, предполагающий обычно расходование больших ресурсов, чем требуется в реальных условиях. Отобранный проект плана передается непосредственному руководителю, который после своей корректировки направляет его на следующий уровень управления. Передача проекта продолжается до тех пор, пока сводные планы не достигают высшего уровня управления, где происходит окончательный выбор варианта, знаменующий завершение аналитического процесса разработки внутрифирменного плана. Реактивное планирование, ориентированное на прошлое, очень часто приводит к вытеснению продуктов и услуг этих корпораций не только с внешнего, но и внутреннего рынка, поскольку другие фирмы лучше планируют и осваивают конкурентоспособную продукцию.

Инактивное планирование ориентируется на существующее положение предприятия и не предусматривает как возвращения к прежнему состоянию, так и продвижения вперед. Его основными целями являются выживание и стабильность производства. Свой стиль, традиции и правила, инактивные организации ценят выше, чем экономичность или эффективность планово-производственной деятельности. Лучше всех существуют те предприятия с инактивным стилем управления, у которых выживание не зависит от продуктивности труда. Много примеров инактивного планирования можно найти на государственных предприятиях, в административных учреждениях, бюджетных организациях, а также в отделах обслуживания и функциональных службах различных предприятий (фирм). Инактивное планирование, ориентированное на настоящее, не способствует экономическому росту и развитию отечественных предприятий.

Преактивное планирование направлено на осуществление непрерывных изменений в различных сферах деятельности предприятий (фирм). В своем стремлении к лучшему преактивисты опираются на все достижения науки и техники, широко применяют эксперимент и прогнозирование, но мало используют накопленный опыт. Такое планирование состоит из прогнозирования будущего и подготовки к нему и осуществляется на предприятиях «сверху вниз». Начинается оно с прогнозирования внешних условий, затем формулируются важнейшие цели предприятия и его стратегия как целостная программа их достижения. Основная трудность преактивного планирования вытекает из того факта, что чем дальше в будущее проникает прогноз, тем больше вероятная ошибка. Поэтому эффективная подготовка возможна в лучшем случае для относительно близкого будущего. Следовательно, преактивное планирование, основанное на прогнозах, может быть эффективным лишь для относительно короткого периода.

Интерактивное планирование заключается в проектировании желаемого будущего и изыскании путей его построения. Такое планирование, поэтому скорее сосредотачивается на повышении результативности со временем, его цель максимизировать свою способность обучаться и адаптироваться или развиваться. Ускорение социально-экономических изменений делает обучение и адаптацию ключевыми моментами интерактивного планирования. Ни одну проблему как для экономики или общества в целом, так и для отдельного предприятия (фирмы) нельзя решить навсегда или надолго, и поэтому по мере ускорения изменений период действия планово-управленческих решений сокращается. Более того, решение одной проблемы создает новые, иногда и более трудные, чем решенные. Прогресс экономической науки, например, определяется в равной степени переходом как от простых проблем к сложным, так и от сложных решений к простым. Интерактивное планирование, ориентированное на взаимодействие прошлого, настоящего и будущего, направлено на повышение уровня индивидуального, организационного и общественного развития предприятия и всей страны и улучшение качества жизни людей.

Содержание рыночного планирования на предприятиях определяется такими взаимосвязанными внешними и внутренними факторами, как потребители и поставщики, объект и система показателей, методы и технология составления планов и т.п.

Всякое планирование как процесс практической деятельности включает обычно несколько этапов или стадий, основное назначение которых состоит в следующем:

  • формулирование состава предстоящих плановых проблем, определение системы ожидаемых опасностей или предполагаемых возможностей развития предприятия или фирмы;
  • обоснование выдвигаемых стратегий, целей и задач, которые планирует осуществить предприятие в предстоящий период, проектирование желаемого будущего организации;
  • планирование основных средств достижения поставленных целей и задач, выбор или создание необходимых средств для приближения к желаемому будущему;
  • определение потребности ресурсов, планирование объемов и структуры необходимых ресурсов и сроков их поступления;
  • проектирование внедрения разработанных планов и контроль за их выполнением.

Приведенный порядок планирования широко распространен на американских фирмах. На отечественных предприятиях также применяется подобная технология планирования, содержащая три основных этапа практической деятельности:

  • составление планов, принятие решений о будущих целях организации и способах их достижения;
  • 2) организация выполнения плановых решений, оценка реальных показателей деятельности предприятия;
  • 3) контроль и анализ конечных результатов, корректировка фактических показателей и совершенствование деятельности предприятия.

Правильный выбор вида, содержания и технологии внутрихозяйственного планирования на российских предприятиях имеет существенное значение не только для обоснования целей и планов, но и повышения эффективности производства и качества производимых товаров и услуг, выхода на внешний рынок.

 

2. Роль оптовой торговли в условиях рыночных отношений. Понятие оптового товарооборота, его формы

 

Основные участники товарного рынка — изготовители, посредники, потребители продукции — должны быть равноправными партнерами, что проявляется в такой форме товарных связей, как оптовая торговля, способная активно регулировать накопление и перемещение продукции во времени и пространстве.

Оптовая торговля — это форма отношений между предприятиями, организациями, при которой хозяйственные связи по поставкам продукции формируются сторонами самостоятельно. Она влияет на систему экономических связей между регионами, отраслями, определяет пути перемещения товаров в стране, благодаря чему совершенствуется территориальное разделение труда, достигается пропорциональность в развитии регионов. Для рационального распределения торговой конъюнктуры оптовая торговля должна владеть конкретными данными о настоящем состоянии и перспективных изменениях ситуаций на региональных и отраслевых рынках.

Исторически процесс развития товарного хозяйства способствовал обособлению серы обращения и выделению в ней посреднических отраслей – оптовой и розничной торговли. Оптовая торговля предшествует розничной, в результате оптовой продажи товары не переходят в сферу личного потребления, они поступают либо в производственное потребление, либо приобретаются розничной торговлей для реализации населению. Таким образом, оптовый товарооборот представляет собой совокупный объем продажи товаров производственным и торговым предприятиям, а также посредниками другим торговым предприятиям и юридическим лицам для последующей реализации населению или для производственного потребления.

Функции оптовой торговли можно разделить на два вида: традиционные – главным образом организационно-технические (организация оптовой купли-продажи, складирование и хранение запасов, преобразование ассортимента товаров, их транспортировка) и новы, возникающие под влиянием развития рынка.

Специализация оптовой торговли на выполнении контактной функции (связь производителя товара с покупателем) обеспечивает значительную экономию издержек обращения, что обусловливает уменьшение числа контактов. В результате покупатель (т.е. розничная торговля), экономит время, так как освобождается от закупок у множества производителей, снижает материальные затраты, связанные с хранением, формированием ассортимента товара и их доставкой.

Одной из основных функций работников оптовой торговли является работа по закупке товаров.

0сновными задачами оптовой торговли являются:

  • маркетинговое изучение рынка, спроса и предложения на продукцию производственно-технического назначения и народного потребления;
  • размещение производства товаров в необходимых потребителю ассортименте, количестве и с соответствующим качеством;
  • своевременное, полное и ритмичное обеспечение товарами в широком ассортименте посреднических, розничных предприятий, потребителей;
  • организация хранения товарных запасов;
  • организация планомерного и ритмичного завоза и вывоза товаров;
  • обеспечение приоритета потребителя, усиление его экономического воздействия на поставщика в зависимости от надежности хозяйственных связей, качества поставляемой продукции;
  • обеспечение стабильности партнерских отношений в хозяйственных связях, взаимоувязывание по всем временным категориям (долгосрочным, среднесрочным, текущим, оперативным);
  • организация планомерного завоза товаров из регионов производства в район потребления;
  • широкое применение экономических методов регулирования всей системы взаимоотношений между поставщиками, посредниками, потребителями снижение совокупных издержек, связанных с продвижением товаров от изготовителей к потребителям.

Оптовая торговля, как и розничная, представляет собой часть сферы товарного обращения.

Она осуществляет посреднические операции между хозяйственными организациями (предприятиями) в целях сбыта (реализации) продукции, с одной стороны. И приобретения (купли) товаров для последующего использования в производстве или продажи розничным организациям (предприятиям), с другой стороны.

Осуществляя связь с промышленностью, она выступает как заказчик товаров народного потребления, т.е. воздействует на объем выпуска продукции, широту ассортимента и качество товаров.

Отсюда можно сделать вывод, что оптовая торговля выполняет следующие функции:

 

  • преобразование производственного ассортимента в торговый ассортимент товаров (сегодня, не каждое предприятие может выйти на прямые связи с промышленностью, и закупать товар напрямую и не каждое предприятие может осуществлять закуп товаров за пределами области, России, а расширять ассортимент товаров необходимо). Лучший вариант в таком случае работать с оптовыми базами, которые закупают товары из разных источников и формируют свой ассортимент товаров, предлагая его покупателям (разнице, внерыночным потребителям);
  • формирование запасов для страхования от изменений спроса на товары;
  • сглаживание цен (изучая рынок, оптовое звено изыскивает возможности закупа товаров по более низким ценам, тем самым она воздействует как-бы на регулирование цен);
  • хранение товаров;
  • доработка, фасовка и упаковка товаров;
  • функция маркетинговых исследований рынка и рекламы;
  • осуществляет импортно-экспортные поставки.

Поэтому в условиях рынка роль оптовой торговли не ослабевает, а наоборот повышается.

Виды оптового товарооборота:

  • оптовый оборот по реализации (включает продажу товаров предприятиям розничной торговли, предприятиям питания, внерыночным потребителям для последующей переработки);
  • оптовый оборот по продаже товаров на экспорт.

Формы оптового товарооборота:

  • складской оптовый товарооборот – это продажа товаров со складов оптовых предприятий. Завезенные на склады товары проверяются, сортируются, комплектуются и т.д.;
  • транзитный товарооборот с участием в расчетах базы, в этом случае база закупает товар для розницы или внерыночных потребителей и рассчитывается за него с поставщиками. Товар по наряду базы поставляется непосредственно их заказчикам – розничным предприятиям или внерыночным потребителям, минуя базу. В дальнейшем база уже в качестве продавца товара предъявляет счета для оплаты покупателям, при этом покупатели оплачивают базе определенный процент (согласно договору) за оказанные услуги по закупу товара;
  • транзитный оборот без участия в расчетах базы практически в настоящее время отсутствует.

Показатели плана оптового товарооборота:

  • общий объем оптовой продажи товаров (валовой оборот оптового предприятия), т.е. продажа товаров рыночным и внерыночным потребителям, в том числе оборот по товарным группам с выделением складского и транзитного оборотов;
  • товарные запасы (Зн – запасы на начало, Зк – запасы на конец отчетного или планируемого периодов);
  • поступление товаров П (на склады оптового предприятия);
  • закупки товаров базой (Зак.);

Все показатели между собой взаимосвязаны и зависят друг от друга.

Эта взаимосвязь выражается балансовой формулой:

Зн + П = Оскл. + Зк

Отсюда

П = Оскл. + Зк – Зн

(данная сумма поступления товаров обеспечивает выполнение плана складского оборота базы, а поэтому для ее расчета учитывается складской оборот оптового предприятия).

Однако оптовые предприятия закупают и тот товар, который поступает покупателю (розничному предприятию, внерыночным потребителям) минуя оптовую базу.

При этом сумма закупок товаров базой будет больше на сумму транзитного оборота (Отр) с участием в расчетах базы.

 

Зак. = П + Отр.

С участием в расчетах

Или

Зак. = Овал. + Зк – Зн,

где Овал. – валовый оборот базы.

Задача 1

 

Определить необходимый объем закупок товаров торговым предприятием на предстоящий квартал.

Ожидаемый товарооборот в отчетном квартале - 2556 тыс. руб.

Ожидаемые товарные запасы на конец отчетного квартала - 176,7 тыс. руб.

В предстоящем квартале планируется увеличить розничный товарооборот на 4%, а размер товарных запасов на конец квартала снизить по сравнению с запасами на начало квартала на 2 дня.

Решение:

Количество закупаемых товаров определяется в соответствии с балансовым уравнением:

Зкон=Знач+З-Т,

где Зкон – запасы на конец периода, руб.;

Знач – запасы на начало периода, руб.;

З – объем закупаемых товаров, руб.,

Т – товарооборот, руб.

Из этой формулы выводим величину объема закупки товаров:

З=Зкон-Знач+Т.

Зкон=176,7 тыс. руб.

Т=2556 тыс. руб.

Товарооборот увеличится на 4%, следовательно:

Т=2556+102,24=2658,24 тыс. руб.

Дневной товарооборот составит:

Тд=Т/90=2556/90=28,4 тыс. руб.

По условию:

Зкон-Знач =2*28,4= 56,8 тыс. руб.

Отсюда:

З=56,8+2658,24 =2715,04 тыс. руб.

Ответ: объем закупок товаров составит 2715,04 тыс. руб.

 

Задача 2

 

Рассчитать товарооборачиваемость за квартал в днях и количестве оборотов, а также товарные запасы на конец квартала в днях по оптовому предприятию.

Оптовый товарооборот - 8600 тыс.руб.

Удельный вес складского товарооборота - 96 %

Товарные запасы:

на 1,01 - 928 тыс. руб.

на 1.02 - 832 тыс. руб.

на 1.03 - 650 тыс. руб.

на 1.04-1160 тыс. руб.

Решение:

Определим средние товарные запасы:

Зср= (928+832+650+1160)/4 = 892,5 тыс. руб.

Товарооборачиваемость в днях определяется по формуле:

Тдн = Зср*Д / Р,

где Р — розничный товарооборот за изучаемый период;

Д — количество дней анализируемого периода.

Тдн = 892,5*90/8600 = 9,34 дн.

Товарооборачиваемость в количестве оборотов можно рассчитать по следующей формуле:

Тоб=Р/Зср = 8600/892,5 = 9,64 об.

Ответ: Товарооборачиваемость составит 9,64 оборотов за квартал с периодом оборачиваемости 9,34 дня.

 

Литература:

 

1. Экономика: учебник для вузов/И.В. Липсиц. — М.: Омега-Л,

2006. — 656 с.

2. Экономическая теория: Учебник для вузов/Вечканов Г. С.- 3-е изд. Стандарт третьего поколения. — СПб.: Питер, 2011. — 512 с.: ил.

Категория: Контрольная работа вариант 3 | Добавил: Archer (05.07.2017)
Просмотров: 504 | Теги: предприятие, экономика, система, политика, план
Всего комментариев: 0