СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………3
1. Основы экономической организации общества………………………….5
1.1 Потребности и экономические ресурсы………………………………....5
1.2 Производство, распределение, обмен и потребление благ……………12
2. Экономическая эффективность производства…………………………..21
2.1 Экономическая эффективность и проблема рационального выбора…21
2.2 Кривая производственных возможностей………………………………25
2.3 Альтернативная стоимость………………………………………………28
Заключение…………………………………………………………………32
Список использованных источников……………………………………..33
Введение
Экономическая теория - наука, посвященная борьбе человека за достижение счастья в мире, полном ограничений. Никогда не бывает достаточного количества времени и денег на исполнение всех желаний.
Но люди — создания, наделенные разумом. Они придумывают и изобретают, размышляют и производят перемены. Они смотрят на то, чем владеют, и думают о том, что они мо¬гут с этим сделать; они предпринимают какие-то меры для того, чтобы убедиться: если нельзя получить все, то можно хотя бы получить максимально возможное.
Ключевой момент в этом — возможность выбора. Поскольку вы не можете получить все, нужно выбрать что-то из множества вариантов. К примеру, вам нужно будет решить, потра¬тить заработанные деньги или отложить их на потом; продолжить учебу или пойти рабо¬тать.
Процесс принятия решений — основная составляющая часть повседневной жизни. Наука, которая занимается изучением того, как люди делают выбор — экономическая теория — дает возможность понять закономерности поведения людей и как отдельных лично¬стей, и как членов общества. [7, с. 11]
Сформировавшаяся на сегодняшний день экономическая организация общества как раз и направлена с одной стороны на максимальное удовлетворение нужд и желаний людей, с другой стороны – на получение максимальной выгоды от процесса этого удовлетворения.
Данная курсовая работа рассматривает именно вопросы экономической организации современного общества, причины ее формирования, структуру и свойства.
Актуальность данной темы обоснована самой жизнью, поскольку экономические взаимоотношения сформировались за прошедшие века по причине удовлетворения нужд человечества. Организация же этих отношений напрямую влияет на количественные и качественные параметры данного удовлетворения.
Предметом исследования курсовой работы является экономическая организация современного общества.
Цель курсовой работы: рассмотрение теоретических аспектов главных типов экономических систем, их элементов и структуры, также некоторых особенностей развития на текущем этапе.
Работа ориентирована на решение таких задач, как исследование следующих вопросов:
• потребности и экономические ресурсы;
• производство благ;
• их распределение, обмен и потребление;
• экономическая эффективность и проблема рационального выбора;
• кривая производственных возможностей;
• альтернативная стоимость.
Структурно работа состоит из двух глав: теоретического обоснования и практического анализа рассматриваемых вопросов.
В заключении содержатся выводы по проделанной работе.
1. Основы экономической организации общества
1.1 Потребности и экономические ресурсы
Существует множество различных определений понятия «потребности».
В своей совокупности человеческие потребности безграничны. Как писал в учебнике «Экономика» лауреат Нобелевской премии П. Самуэльсон: ученый-биолог попытается убедить вас, что вы можете питаться одной овсяной кашей. Но такое мало кого устраивает, люди желают большего и лучшего. Конечно, потребности в каких-то определенных благах человек может удовлетворить, но это вовсе не отменит имеющуюся закономерность роста потребностей. Так, например, потребность в завтраке определяется нашим аппетитом, однако потребности в качестве продуктов питания в целом безграничны. [4, с.15]
В экономической литературе можно найти самые разные подходы к классификации человеческих потребностей. Например, известный английский экономист Альфред Маршалл (1842–1924), написавший один из первых учебников по экономической теории «Принципы экономической науки», являвшийся учителем другого известного английского экономиста Кейнса подразделял потребности на:
• первичные (например, потребность в еде);
• вторичные (например, в чтении);
• абсолютные или безусловные (например, потребность в одежде);
• относительные, обусловленные абсолютными потребностями (например, в машинах для изготовления одежды);
• высшие (в духовном развитии);
• низшие (физиологические);
• положительные (потребности во благо);
• отрицательные (например, потребность в спиртном);
• неотложные и могущие быть отложенными;
• общие (еда, одежда и т. д.);
• особенные, возникшие под влиянием традиций и обычаев;
• обычные (повседневные);
• чрезвычайные, обусловленные, например, природными катаклизмами;
• индивидуальные (личные);
• коллективные (потребность в коллективном труде);
• частные (собственные);
• государственные (потребность в обороне) и т. д.
Особенно известной стала теория иерархии потребностей А. Маслоу, современного американского экономиста (рис. 1). В соответствии с данной теорией, потребности человека развиваются от низших к высшим, и он должен сначала удовлетворить потребности низшего порядка для того, чтобы возникли потребности более высокого уровня. [2, с. 78]
Рисунок 1. Классификация потребностей по А. Маслоу («Пирамида Маслоу»)
Классификация потребностей по Маслоу содержит следующие компоненты:
• физиологические потребности (голод, жажда и т. п.);
• потребность в безопасности (защита от боли, гнева, страха и т.п.);
• социальная потребность (любовь, семья, друзья и т. п.);
• потребность в самоутверждении (самоуважение, престиж, успех);
• потребность в само актуализации (реализации способностей, понимании и т. п.). [1, с. 24]
Эту классификацию можно дополнить также потребностями рациональными и иррациональными, духовными и материальными, осознанными и неосознанными, прямыми и косвенными.
При всем многообразии потребностей их объединяет безграничность и невозможность полного удовлетворения по причине ограниченности экономических ресурсов. Как же человек, постоянно изобретая новые способы производства, производя все больше и больше, не может удовлетворить свои потребности? Причина этого лежит в ограниченности ресурсов, что требует их анализа. [16]
На какой бы стадии развития ни находилось человеческое общество, люди для жизни должны иметь пищу, одежду, жилье и другие материальные блага. Средства существования, необходимые человеку, должны быть произведены. Они создаются в процессе производства.
Производство - это процесс воздействия человека на природу для создания материальных благ и услуг, необходимых для общества.
Принято различать материальное и нематериальное производство. Первое охватывает отрасли по производству материальных благ (промышленность, сельское хозяйство, строительство и т. д.).
Нематериальное производство занято оказанием нематериальных услуг и созданием духовных ценностей (здравоохранение, образование и т. п.). Эти два вида производства тесно связаны, и одно без другого существовать не может. Соотношение между ними определяет гармоничное развитие общества.
В конечном счете, в любом обществе производство служит, удовлетворению потребностей человека. Потребности выступают внутренним импульсом активизации производственной деятельности. Именно они определяют направление развития производства.
В любой общественной системе производство выступает как отношение общества к природе. Эти отношения представлены производственными ресурсами. В экономической теории термином «ресурсы» называют совокупность различных элементов производства, которые могут быть применены в процессе создания материальных и духовных благ.
Экономические ресурсы (их еще называют факторами производства) включают в себя следующие группы:
• природные ресурсы, или земля;
• инвестиционные ресурсы, или капитал;
• трудовые ресурсы, или труд;
• предпринимательский талант (или предпринимательская способность);
• информация. [1, с. 26]
Природные ресурсы — это часть всех природных условий жизни человека, основные компоненты окружающей среды, которые используются в процессе производства. Например, энергия солнца, водные ресурсы, полезные ископаемые. Природные ресурсы существуют исчерпаемые и неисчерпаемые. Последние также подразделяются на возобновляемые и невозобновляемые. Возможно, одна из самых сложных проблем, с которыми довелось столкнуться человечеству - это проблема исчерпаемости и возобновляемости природных ресурсов. Человек потребляет для своей хозяйственной деятельности все больше и больше природных ресурсов. В итоге нарушается равновесие настолько большой части ресурсов биосферы, что очень серьезно подрывает многообразие форм жизни и тем значительно ухудшает качество среды обитания.
Материальные ресурсы представлены всеми средствами производства, которые сами также являются результатом производства (средства и предметы труда).
Трудовые ресурсы представлены рабочей силой, то есть населением в трудоспособном возрасте. Немаловажную роль в характеристике трудовых ресурсов играет их состав по возрасту, полу, квалификации, уровню образования.
Инвестиционные ресурсы представлены денежными средствами, выделяемыми для процесса производства. Их источниками могут быть инвестиционные средства, ценные бумаги, налоги, денежные сбережения или государственные займы.
Информационные ресурсы — это данные, которые необходимы для функционирования автоматизированного производства и управления им при помощи компьютерной техники.
Предпринимательская способность, по причине своей особой специфической роли включает в себя умение:
• организовать производство, выпустить товары и оказать услуги путем соединения всех нужных факторов производства;
• принимать правильные решения по управлению производством и ведению бизнеса;
• рисковать своими денежными средствами, временем, трудом, деловой репутацией потому, что деятельность в условиях рынка предполагает большую неопределенность, и прибыль вовсе не гарантирована;
• быть новатором, уметь и желать внедрять новые технологии, новые продукты, методы организации производства.
Природные, материальные и трудовые ресурсы необходимы и свойственны любому обществу. В рыночной экономике к ним еще добавляются финансовые ресурсы. Современная постиндустриальная рыночная экономика требует еще большой объем информационных ресурсов, которые играют в период научно-технической революции одну из важнейших ролей в сфере производства.
По причине ограниченности ресурсов в экономической теории различают их абсолютную и относительную ограниченность.
Под абсолютной ограниченностью имеется в виду недостаточность производственных ресурсов для удовлетворения всех потребностей общества одновременно. Но если уменьшить круг потребностей, то абсолютная ограниченность потребностей переходит в относительную, поскольку для узкого круга потребностей ресурсы относительно безграничны.
Абсолютная ограниченность чаще характерна для природных и трудовых ресурсов; относительная — для материальных, финансовых и информационных ресурсов. [2, с. 44]
Процесс производства также предполагает и процесс потребления. С учетом связи производства и потребления, можно сказать о том, что продукт - это результат динамики и взаимопроникновения этих двух стадий.
Если смотреть на экономику как на результат единства производства и потребления, то может показаться, что производство и потребление — какой-то замкнутый процесс, совсем не связанный с природой и ее запасами. Однако это не так. Человек постоянно изымает из природы вещества для производства, возвращая отходы. Возникает замкнутый эколого-экономический цикл. До того, как попасть в сферу потребления, природное вещество должно пройти обработку в производстве. Если же вещество природы употребляется без производства, то оно может быть отнесено к категории неэкономических благ.
Из сказанного возникает проблема того, что природа может перестать быть неэкономическим благом. Люди, чтобы жить, должны научиться воспроизводить природу и сделать ее объектом деятельности человека.
1.2 Производство, распределение, обмен и потребление благ
Поскольку производство существует для удовлетворения потребностей человека, прежде чем затронуть тему производства, следует рассмотреть такое экономическое понятие, как «предложение», тесно связанное с объемами производства.
Предложение — объем благ, предлагаемых для продажи на рынке
в определенный момент времени. В стоимостном выражении предложение являет собой сумму рыночных цен этих благ.
Основу предложения составляют цена блага и неценовые факторы. Цена предложения — это наименьшая цена, по которой продавец согласен
продать определенный объем данного блага.
Между ценой блага и объемом его предложения существует связь, выраженная в законе предложения. [14]
Закон предложения показывает прямую зависимость цены от величины предложения блага в течение определенного периода времени.
Закон предложения утверждает: с ростом цены соответственно растет и величина предложения; вместе со снижением цен снижается и предложение (рис. 2).
Рисунок 2. Кривая предложения
Чем больше цена, тем при всех иных равных условиях больше предложение благ, так как производитель старается увеличить свой доход. Однако при очень высоких ценах довольно большой доход можно иметь и без роста производства. В таком случае предложение может сократиться.
«Вогнутость» кривой предложения говорит о следующем: с повышением цены блага в его создании участвует все большее число фирм, порождая тем самым существенный прирост объемов предложенного блага. По мере роста цены блага в определенное время, рынок окажется перенасыщен им, и увеличение выпуска блага прекратится, в итоге объем выпуска благ стабилизируется вне зависимости от уровня цен. Если же рост цены будет продолжаться, кривая предложения станет вертикальной.
Основными факторами, лежащими в основе кривой предложения, выступают:
• издержки производства, или производственные затраты, определяемые, прежде всего, ценами на ресурсы и техническим прогрессом;
• технология производства. Использование наиболее совершенной технологии снижает издержки производства, выпускается большее количество благ, что ведет к росту объема предложения продукции;
• цены на ресурсы. Например, снижение заработной платы рабочих предприятия сокращает издержки производства;
• цены сопутствующих благ, в особенности тех, которые могут быстро заменить друг друга, будучи продуктами одного производственного процесса. Если цена одного сопутствующего блага повышается, то увеличивается цена и второго;
• количество товаропроизводителей. Чем их больше, тем больше количества предлагаемого блага;
• количество покупателей блага. Чем их больше, тем большее количество этого блага могут купить;
• налоги и субсидии. Повышение налогов уменьшает объем выпуска. Субсидии, наоборот, вызывают рост производства;
• государственная политика. Например, отказ от квот и таможенных тарифов на импорт благ приводит к увеличению их предложения (и падению собственного производства);
• особые факторы. Например, погода оказывает большое влияние на сельское хозяйство. [3, с. 98]
Движение вдоль кривой предложения говорит о том, что происходит изменение объема предложения благ, когда ни один из факторов, влияющих на предложение, не меняется, а цена блага изменяется.
Само же производство, как таковое, есть единство производства, распределения, обмена и потребления. Связь этих четырех фаз движения общественного продукта графически показана на рисунке 3.
Рисунок 3. Движение общественного продукта
Производство выступает как двойственный процесс, имеющий материальную и нематериальную стороны. Материальная сторона производства, то есть материальное производство – это есть процесс преобразования природных ресурсов во блага для удовлетворения потребностей общества. Это основа всей жизни членов общества. Роль материального производства имеет следующие проявления:
1. В процессе практической деятельности человек создает нужные ему жизненные средства и средства труда. Тем самым он удовлетворяет свои потребности в поддержании и воспроизводстве самой жизни.
2. Человек формирует условия для осуществления своей деятельности за границами материального производства – в науке, искусстве, медицине, образовании и т. д.
3. В процессе материального воздействия на природу производители вступают в производственно-экономические отношения, которые в основном определяют все другие отношения в области распределения и обмена, личного потребления и др.
4. Изменяя предметный окружающий мир, люди преобразуют и самих себя интеллектуально, духовно. Деятельность человечества по преобразованию мира отражается в развитии его сознания. [2, с. 12]
Роль материального производства по отношению к нематериальному нельзя считать абсолютной. Суть этого в том, что в материальном производстве представлена и духовная деятельность общества. Это, в первую очередь, созидательная, творческая деятельность рабочей силы, которая обладает совокупностью физических и духовных сил. Научно-технический прогресс укрепляет и развивает связь науки с производством. Это отражается в том, что научные знания, высокий уровень образованности становятся неотъемлемыми качествами личного фактора рабочей силы. Кроме всего прочего, меняется и сам характер связей «производство - рабочая сила - образование». Производство поднимается до такого уровня, когда наука делается неотъемлемым элементом создания и применения средств производства, потребительских товаров и услуг. Особенно это характерно для развитых стран.
|