Главная » Статьи » Экономика » Курсовая работа

Экономика, организация и управление на предприятиях потребительского рынка

СОДЕРЖАНИЕ

1. Валовой доход предприятий потребительского рынка…………………….3
1.1 Понятие доходов. Экономическая сущность валового дохода…………..3
1.2 Анализ валового дохода…………………………………………………….5
1.3 Планирование доходов на предприятиях потребительского рынка……..8
1.4 Особенности формирования доходов от продажи товаров в организациях торговли………………………………………………………………………….11
1.5 Экономическое обоснование размеров торговых надбавок……………...14
Задача…………………………………………………………………………….16
Список использованных источников и литературы…………………………..23

 

 

 

 

 

 

1. Валовой доход предприятий потребительского рынка
1.1 Понятие доходов. Экономическая сущность валового дохода

  В книге «Экономика. Курс лекций: Учебное пособие для вузов» В.В. Янова дает понятию «доход» следующее определение: «Доход представляет собой весь вновь созданный продукт или его часть, которые получены благодаря применению средств производства. Это могут быть прибыль, налоги, различного вида платежи. [2, с. 64]
  Каждый фактор производства способен принести своему владельцу доход:
•    земля — рентный доход;
•    труд — заработную плату;
•    капитал — прибыль, проценты;
•    предпринимательство —     предпринимательскую прибыль.
  Р. Строуп, Дж. Гвартни дают доходу несколько иное определение: «В рыночной экономике доход - это компенсация за услуги, оказанные другим членам общества. Люди, имеющие высокий доход, предоставляют много товаров и услуг, которые ценятся другими, иначе никто не захотел бы столько платить им. Отсюда мораль рынка: если вы хотите получать высокий доход, вам следует понять, в каком качестве вы могли бы быть наиболее полезны другим». [3, с. 10]
  Говоря о понятии «валовой доход», не следует его путать с валовой выручкой.
  Валовая выручка — это полная сумма денежных поступлений от реализации товарной продукции, работ, услуг и материальных ценностей. Определяется валовая выручка в фактических ценах реализации на фактический объем реализованной продукции. [2, с. 184]
  Валовой доход предприятия — разница между выручкой от реализации и материальными затратами, включает оплату труда и прибыль (рис. 1).
  Валовой доход и прибыль в сопоставлении с издержками или всеми используемыми ресурсами характеризуют эффективность работы предприятия.

 
Рисунок 1. Соотношение издержек и прибыли предприятия
  С точки зрения предприятия торговли валовой доход - показатель, характеризующий финансовый результат торговой деятельности и определяемый как превышение выручки от продажи товаров над затратами по их приобретению за определенный период времени.
  Экономическая сущность валового дохода состоит в решаемых с его помощью задачах:
•    возмещение издержек производства и обращения, что обеспечивает совокупность текущей хозяйственной деятельности предприятия;
•    формирование средств местного и государственного бюджетов, внебюджетных доходов за счет выплаты налоговых платежей, помогающих выполнить финансовые обязательства предприятий перед государством;
•    формирование прибыли, направляемой на производственное и социальное развитие предприятий, обеспечивающие решение задач самофинансирования в предстоящем периоде.
  Валовой доход исчисляется в абсолютном и относительном выражении. Абсолютным показателем валового дохода выступает его сумма, а относительным - процентное отношение суммы валового дохода к валовому товарообороту.

1.2 Анализ валового дохода

  Валовой доход является одним из источников средств для покрытия текущих затрат, формирования прибыли предприятия. Является показателем экономической деятельности предприятия. В процессе проведения анализа определяется уровень соответствия фактических значений, динамики валового дохода, выявляются причины его роста или спада, происходит расчет основных факторов, которые влияют на сумму валового дохода. Анализ валового дохода является основной частью оценки деятельности предприятия независимо от их вида хозяйственной деятельности. Это основной источник финансового состояния деятельности предприятия.
  Ключевой ролью анализа является нахождение резервов их роста и достижение оптимального отношения с финансовыми результатами предприятия. Анализ  валового дохода, в общем виде, предполагает следующее (рис.2).

 
Рисунок 2. Стандартные этапы анализа
  Методы анализа валового дохода: оценка относительных и средних величин; методика сравнения; группировка; индексный метод; балансовый метод.
  Основные способы расчета валового дохода.
  1. Расчет показателей происходит на основании всего товарооборота. Этот способ наиболее эффективен в случае, когда ко всей готовой продукции применяется один процент торговой надбавки.
                                                    (1)
где, ВД – валовой доход, полученный со сбытом товара;
ТО – общий объем товарооборота;
РН – установленная надбавка.
2. Расчет показателя по ассортименту производимой продукции. Данный способ рассчитывается, при условии, когда на отдельные группы товаров устанавливаются разные торговые наценки.
                                  (2)
где, ТО – товарооборот, разбитый по группам;
РН – надбавка, характерная для разных групп товаров.
3. Расчет валового дохода с учетом среднего процента. Данный расчет показывает низкую точность. Данный способ расчета можно применять в организациях любого типа.
                                                  (3)
где, П – процент, показателя валового дохода.
4. Расчет показателя с учетом ассортиментного остатка продукции. Этот способ наиболее точный по отношению к предыдущему способу. При использовании данного расчета необходимо провести инвентаризацию оставшейся продукции на складе за проверяемый период.
                                           (4)
где, ТНк – торговая надбавка, используемая на остаточный товар.
  Структура валового дохода включает прибыль от различных видов деятельности предприятия. Валовой доход включает прибыль от реализации своей готовой продукции, полученную путем вычета из общей суммы выручки от продажи готовой продукции, НДС, непрямых налогов (акциза) и затрат на производство и реализацию готовой продукции. В структуру дохода включается прибыль от продажи иной продукции и услуг, то есть прибыль подсобных хозяйств и других объектов которые находятся на балансе предприятия. На основании данных анализа деятельности предприятия, можно сравнить текущий период с отчетным периодом, и найти степень взаимосвязи суммы и уровня, фактических и плановых показателей.
  Таким образом, анализ валового дохода, как в динамике, так и по статьям доходов, позволяет принять важные решения для повышения эффективности деятельности организации. Например, проанализировав валовой доход, можно сделать вывод целесообразности выпуска новой продукции.

1.3 Планирование доходов на предприятиях потребительского рынка

  Планирование доходов предприятия торговли осуществляется по двум основным направлениям: планирование доходов от основной деятельности и расчет прочих поступлений доходов, каждому из которых присущ свой набор методов планирования.
  Достаточно широко используются при планировании доходов торгового предприятия экономико-статистические методы, в частности метод выравнивания динамического ряда по скользящей средней. Суть данного метода заключается в построении динамического ряда уровней реализованных торговых надбавок за ряд лет и их выравнивание по скользящей средней (табл. 1).
Таблица 1 - Выравнивание показателей по скользящей средней
Периоды    Условное обозначение    Выравнивание показателей по скользящей средней, %
I год    К1    
II год    К2    
III год    К3    
IV год    К4    
V год    К5    

  После выравнивания динамического ряда по скользящей средней находится среднее изменение уровня реализованных торговых надбавок за анализируемый период (∆К):
                                                            (5)
  И рассчитывается планируемый уровень реализованных торговых надбавок по формуле:
                                                 (6)
  Тогда планируемая сумма валовой прибыли на будущий год будет определена по следующей формуле:
                                                (7)
  Наиболее точным методом планирования валового дохода, является метод технико-экономических расчетов, используемый в трех вариантах.
  I способ. Расчет планового размера валовой прибыли, исходя из объема товарооборота в отпускных ценах и уровня торговых надбавок по отдельным товарным группам:
                                         (8)
  где ВПпл - плановая сумма реализованных торговых надбавок (валовой прибыли), тыс. руб.;
Утнпл i - плановый уровень торговой надбавки по i-ой товарной группе, %,
Ротппл i - плановый объем товарооборота в отпускных ценах по i-ой товарной группе, тыс. руб.
II способ. Расчет суммы валовой прибыли, исходя из объема товарооборота в розничных ценах и уровня торговых надбавок по отдельным товарным группам:
                                              (9)
  где Ррцпл i - плановый объем товарооборота в розничных ценах по i-й товарной группе, тыс. руб.
  III способ. Расчет валовой прибыли на основе товарооборота в розничных ценах и уровня реализованных торговых надбавок:
                                             (10)
где Уртнпл i - плановый уровень реализованной торговой надбавки по i-й товарной группе, %.
  Кроме того, сумму валовой прибыли можно определить путем расчета методом прямого счета доходности по каждому источнику поступления товаров, согласно заключенным договорам поставки товаров. Общая сумма валовой прибыли по предприятию определяется путем суммирования реализованных торговых надбавок по каждому договору по возможным источникам поступления товаров.

1.4 Особенности формирования доходов от продажи товаров в организациях торговли

  Доходы формируют исходную финансовую базу деятельности торгового предприятия, являются источником получения прибыли - конечной целью и движущим мотивом развития предприятия, источником формирования его собственных финансовых ресурсов. Доходы несут функцию возмещения стоимости приобретенных товаров, компенсации затрат, связанных с обращением товаров и образования прибыли.[4, с. 116]
  В бухгалтерском учете под доходами понимается увеличение
экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств,
иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников
(собственников имущества).
  В соответствии с действующим Налоговым Кодексом выделяются следующий состав доходов: доходы от реализации и прочие доходы. [1, с. 10]
  Доходами от обычных видов деятельности является выручка от продажи
продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг.
  Согласно ст. 41 НК РФ под доходами понимается «экономическая
выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае
возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно
оценить» т.е. под доходами понимается поступление любых экономических
выгод (кроме суммы косвенных налогов). [1, с. 23]
  Основным видом доходов торгового предприятия являются доходы от
обычных видов деятельности, представляющие собой сумму реализованных
торговых надбавок и характеризующиеся таким показателем, как валовая
прибыль.
  По экономической сущности показатель «валовая прибыль» идентичен
показателю «чистый валовый доход» и представляет собой сумму выручки от
реализации товаров и торговых услуг, определяемую как разница между
продажной и покупной стоимостью товаров.[5, с. 62]
  Также при характеристике валовой прибыли в экономической литературе
выделяют следующие понятия: валовой доход, валовая прибыль, совокупный
доход, сумма реализованных торговых надбавок, доход от продаж. Иногда в эти понятия вкладывается один и тот же смысл, и одно и то же значение показателя называется либо валовая прибыль, либо сумма реализованных надбавок, либо валовой доход и др. Иногда эти понятия трактуются как разные показатели и значения их отличаются друг от друга. [6, с. 215]
  Рассмотрим различные определения валового дохода в таблице 2 в соответствие с различными литературными источниками.
Таблица 2. - Характеристика определений дохода от основной деятельности
предприятия
Автор    Характеристика
Липсиц
И.В.    Валовый доход - показатель, характеризующий финансовый результат торговой деятельности, определяют его как выручку от продажи товаров и услуг (товарооборот) за вычетом затрат на их приобретение за определенный период времени; состоит из суммы денежных средств, полученных от реализации товаров, за счет разности между ценой товара и ценой их приобретения, эта часть валового дохода представляет собой торговую надбавку - Поступления за оказанные услуги и выполнение работы, прочие доходы от не основного вида деятельности. [7, с. 142]
Баканов М.И.    Валовой доход в торговле - разность между суммой реализованных товаров по продажной (выручка от продажи товаров за минусом налогов) и покупной стоимостью этих товаров. [8, с. 56]
Дягель О.Ю.    Валовая прибыль - сумма реализованной торговой надбавки, определяемая в виде разницы между продажной и покупной стоимостью реализованных товаров. [9, с. 132]
Суслова Ю.Ю.    Валовый доход - показатель, характеризующий финансовый результат торговой деятельности и определяемый как превышение выручки от продажи товаров и услуг над затратами по их приобретению.
Валовая прибыль - размер вазового дохода от продаж в бухгалтерской и статистической отчетности называют вазовой прибылью. [10, с. 58]

  Самое важное, что для предприятий торговли  «валовая прибыль» идентична показателю «чистый валовый доход».


1.5 Экономическое обоснование размеров торговых надбавок

  Формирование доходов предприятия непосредственно зависит от порядка ценообразования. Предприятия торговли и питания самостоятельно устанавливают розничные цены.
  Основным источником доходов от реализации на предприятиях торговли является торговая надбавка к цене, по которой приобретается товар, а на предприятиях питания – наценка на сырье и продукты для производства собственной продукции и на покупные товары.
  Торговая надбавка:
•    наценка к отпускной цене (цене приобретения) товара;
•    составная часть розничной цены товара, остающаяся в распоряжении торговых, заготовительно-сбытовых организаций и предприятий для возмещения издержек обращения и образования их прибыли.
  Розничная цена товара включает следующие элементы:
•    цена закупки на товары на предприятиях торговли или на сырье, продукты и покупные товары на предприятиях питания;
•    торговая надбавка на предприятиях торговли или наценка на предприятиях питания;
•    НДС.
Розничная цена определяется по формуле:
РЦ = (ЦТ + ТН) + % НДС * (ЦТ + ТН),                          (11)
где ЦТ – цена товара;
ТН – торговая наценка, используемая организацией;
% НДС – ставка НДС, по которой облагается товар.
  На предприятиях торговли торговые надбавки и наценки являются предметом ценовой политики. Нижним пределом изменения цены является цена приобретения товара, а верхним – цена спроса покупателей.
  Торговая надбавка (наценка предприятия питания) предназначена для возмещения текущих затрат (издержек обращения или издержек производства) и образования прибыли. Следовательно, элементами торговой надбавки (наценки) являются уровень издержек обращения (расходов предприятия питания) и рентабельность продаж (уровень прибыли).
ТН = ИО+П,                                                    (12)
где ИО – сумма издержек обращения, руб.;
П – сумма прибыли, руб.
  Торговые надбавки (наценки) устанавливаются в процентах к цене приобретения товара (сырья, продуктов) без НДС.
  Размеры торговых надбавок могут быть едиными для предприятия или дифференцированными по группам товаров.

 

Категория: Курсовая работа | Добавил: Archer (17.07.2020)
Просмотров: 334 | Теги: Управление, организация, экономика
Всего комментариев: 0