СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………...3
1. Условия возникновения и основные элементы рынка……………………….5
1.1 Сущность и условия возникновения рынка…………………………………5
1.2. Структура рынка и его основные виды…………………………………....11
2. Функции, преимущества и недостатки рынка………………………………19
2.1 Субъекты и функции рынка………………………………………………...19
2.2 Преимущества и недостатки рынка………………………………………..25
Заключение……………………………………………………………………30
Список использованных источников………………………………………..32
Введение
Развитие всех известных человечеству экономических систем происходит по причине поиска способов решения вечного несоответствия: «ресурсы ограничены - потребности безграничны». Ограниченность ресурсов до определенной степени относительна, то есть в каждый момент времени они недостаточны по сравнению с потребностью в экономических благах. [1, с. 43]
Данная курсовая работа посвящена рассмотрению рыночной системы экономических отношений. Для возникновения таких отношений большое значение имеет наличие или отсутствие права частной собственности на экономические ресурсы и главное, на ресурсы земли и орудий труда для хозяйствования.
В большинстве стран мира развитие общинных экономических
отношений и формирование классической рыночной системы
определено именно частной собственностью на землю как ресурс экономики. Сохранение данных традиций во всех странах мира сопровождалось экономическим противоборством между общинным и другими формами частного землепользования и формирующейся государственностью. Возможность выхода из общины с собственным земельным наделом давало возможность бывшему общиннику организовать обособленное хозяйство, формирование которого было бы невозможно без обмена производимыми в нем товарами. Такое частное хозяйство имело возможность экономически существовать только при обмене производимых товаров, то есть, будучи изначально мелкотоварным, оно уже являлось развивающимся рыночным хозяйством.
Именно условия возникновения и основные элементы рынка рассматриваются в данной работе. Кроме того, анализируется структура рынка, его преимущества и недостатки.
Объект исследования курсовой работы – рыночная экономическая система.
Предмет исследования курсовой работы – структура рынка, его преимущества и недостатки.
Цель исследования курсовой работы – исследование сущности, структуры и функций рынка.
Для достижения поставленной цели в реферате необходимо решить следующие задачи:
• дать определение понятию «рынок»;
• исследовать структуру рынка;
• проанализировать основные функции рынка;
• выявить его преимущества и недостатки.
Методологическую основу реферата составили следующий комплекс научных методов: общенаучный диалектический метод познания, в том числе системный, конкретно-логический, комплексный, сравнительный методы исследования.
Курсовая работа состоит из введения, основной части, включающей в себя три теоретических вопроса, заключения и списка используемой литературы.
1. Условия возникновения и основные элементы рынка
1.1 Сущность и условия возникновения рынка
Прежде всего, необходимо определить соотношение между понятиями
«рыночная экономика» и «рынок».
Рыночная экономика — это экономическая система, решения в которой принимают самостоятельные экономические субъекты децентрализованно на основе свободного выбора.
Рынок — это определенная форма взаимоотношений между самостоятельными экономическими субъектами, механизм работы рыночной экономической системы.
Исходя из сказанного, рынок является непременным компонентом рыночного, товарного хозяйства. По мнению Н. Бухарина,
рынок — это оборотная сторона товарного производства, фундамент рыночного хозяйства. Без товарного производства не может быть рынка, но и без рынка не может существовать товарное производство. [2, с. 70]
Для рынка характерна определенная система экономических отношений между продавцами и покупателями, в которых отражаются производственные отношения данного типа экономической системы. Это является способом взаимодействия производителей с потребителями, основанном на децентрализованном механизме ценовых сигналов. Необходимость рынка объективно обусловлена теми же причинами, которые ведут к возникновению товарного производства: развитое разделение труда и хозяйственная обособленность субъектов рынка, определенная наличием различных форм собственности.
В истории экономической науки по мере развития экономики
понятие «рынок» наполнялось новым смыслом. Поначалу рынок определялся как базар, место для розничной торговли или просто рыночная площадь. Обусловлено это тем, что появление рынка совпало с периодом распада первобытного общества, когда обмен товарами между членами общин становился практически регулярным, обретая форму товарного обмена, который происходил в установленном месте и в определенное время.
В свое время французский экономист-математик А. Курно утверждал, что рынок — это не только рыночная площадь, а и целый район, где отношения покупателя и продавца свободны, а цены легко и быстро выравниваются. [3, с. 29]
Позднее с развитием товарного обмена, возникновением
денег появляется возможность распределения процесса купли-продажи во времени и пространстве и возникает сфера обращения, обмена как особая стадия воспроизводства, для которой характерно обособление материальных и трудовых ресурсов для выполнения определенных специфичных для обращения функций. В итоге возникает новое осмысление рынка как формы товарно-денежного обращения.
С точки зрения субъектов рыночных отношений рынок являет собой «совокупность покупателей» (Ф. Котлер) [4, с. 78] или «всякую группу людей, вступающую в тесные деловые отношения и заключающую сделки по любому товару» (А. Маршалл). [5, с. 316]
Суть рыночных отношений состоит в возмещении затрат продавцов и получению ими прибыли через удовлетворение спроса платежеспособных покупателей на принципах свободного взаимного соглашения и эквивалентности.
Из сказанного следует, что рынок представляет собой систему взаимоотношений, в которой связи покупателя и продавца настолько свободны, что цены на товары очень быстро выравниваются.
Рынок — это такой институт, или механизм, который сводит вместе
покупателей и продавцов товаров и услуг. [6, с. 81]
Обращаясь к условиям возникновения рынка, следует сказать, что в причинах воз¬никновения товарно-денежных отношений скрываются и причины возникно¬вения рынка. Одновременно с тем рынок - это довольно сложное образование, которое имеет свою собственную структуру и для его успешного развития нужны определенные условия.
Важнейшими условиями возникновения рынка являются представленные далее.
Первое условие – это общественное разделение труда, возникшее еще в глубо¬кой древности. Истории известен ряд крупных стадий общественного разделе¬ния труда. Первой из них является отделение скотоводства от земледелия, второй – выделение ремесел в самостоятельную отрасль, третьей – появление ку¬печества. Позднее отрасли стали дробиться на более мелкие части, углубилась специализация от¬дельных производств. Данный процесс безграничен и тесно связан с рос¬том производительности труда.
Разделение труда всегда требует обмена. Например, древним скотоводам были нужны продукты земледелия, а земледельцам - соответственно продукты скотоводства. Обмен постоянно расширялся. Вначале он шел только внутри общины, затем появился межобщинный обмен. Изначально он имел довольно примитивные формы.
Одной из простейших форм обмена является бартер. Конечно, бартеру еще далеко до настоящего рынка. Ведь при нем интересы «покупателя» и «продавца» могут не сов¬падать. В таком случае пришлось бы совершить не один, а несколько актов обмена, чтобы за свой товар получить то, что нужно. Развитие обмена привело к по¬явлению денег, которые более сильно стимулировали к производству тех или иных товаров намеренно для продажи. Именно тогда и появилось товарное производство в истинном смысле этого слова, то есть производство таких товаров, которые нужны производителю не для собственного потребления, а как носителей стоимости, дающих возможность получить взамен другие нужные ему товары. Иначе говоря, появилось производство товаров для рынка, для удовлетворения потребностей других членов общества. Именно это и определило специализацию в производстве тех или других благ и услуг. Специализация, кроме того, определяется принципом сравнительного преимущества, то есть способностью произвести данную продукцию при меньшей аль¬тернативной стоимости. Эта категория является одним из стержневых поня¬тий в экономической теории. Производители имеют разные навыки, умения, по-разному обеспечены необходимыми ресурсами. Скажем, два человека, А и В, шьют обувь и платья. Субъект А в течение месяца может изго¬товить 2 пары обуви или сшить 4 платья. Субъект В соответственно - 4 пары обуви или 16 платьев. Альтернативная стоимость одной пары обуви субъекта А будет равна двум платьям; альтернативная стоимость пары обуви субъекта В равняется четырем платьям. Меньшую альтернативную стои¬мость производства обуви имеет произ¬водитель А. Поэтому, ему желательно полностью спе¬циализироваться на производстве обуви, другому же производителю целесооб¬разно заняться производством платьев, поскольку этот товар имеет у него относительно меньшую альтернативную стоимость. Принцип сравнительного преимущества наблюдается как в процессах специализации отдельного предприятия, так и в международном масштабе.
Второе условие – это экономическая автономность производителей, свобода для всех экономических субъектов стремиться к соблюдению своих частичных интересов и разделение труда между отдельными производителями товаров. Товарный обмен непременно предпо¬лагает тяготение к эквивалентности. Никто не желает проигрывать, хочет иметь взамен своего товара равное по стоимости количество другого. Данное устремление возникает на основе экономической обособлен¬ности интересов. Указанная обособленность исторически возникает на базе частной собственности. Позднее она начинает опираться и на коллективную соб-ственность, но обязательно ограниченную каким-либо кругом инте¬ресов (кооперативы, акционерные общества, государственные предприятия, смешанные предприятия, то есть предприятия с государственным участием, и т. д.). Если в обществе субъекты хозяйственной деятельности не имеют прав собственности, то рынок не может существовать. Д. Хайман утверждал, что рынки могут существовать лишь для продуктов, собственность, на которые могут быть легко установлены, реализованы и переданы.[7, с. 116]
В этих двух условиях выражается глубокое противоречие рыночной эконо¬мики, которое выражено в необходимости, с одной стороны, всеобщей взаимосвязи производителей по причине общественного разделения труда, а с другой – общего обособления производителей. Именно послед¬нее определяет наличие системы товарных, рыночных отно¬шений.
Третье условие – решение проблемы трансакционных издержек - из-держек в сфере обмена, обусловленных передачей прав собственности. Они содержат в себе расходы, связанные с получением лицензии на вы¬бранную субъектом деятельность, с поиском информации по измерению свойств товаров и т. д. Если эти расходы превысят предпола¬гаемый доход, то рынок таких товаров не будет создан.
Для эффективной работы рынка нужно и четвертое условие – самостоятельность производителя, свобода предпринимательства, свободный обмен ресурсов. Чем меньше преград стоит перед производителем, тем больше развит рынок. Свободный обмен дает возможность сформироваться свободным це¬нам, которые покажут производителям ориентиры самых эффективных на¬правлений их деятельности.
Структура рынка состоит из множества его составляющих. Рынок как механизм состоит из множества «малых» рынков — капитала, труда, продовольствия, жилья, страховых услуг и т. д. «Малые» рынки существуют двух видов:
• рынок ресурсов;
• рынок товаров и услуг.
Экономические агенты предстают на рынке в виде собственников экономических ресурсов (труда, земли, капитала, предпринимательского таланта, знаний). Через соответствующие им рынки они продают фирмам имеющиеся у них ресурсы, получая за это доход.
Производители используют полученные ресурсы для организации производства товаров, которые потом продают на рынках продукции. Здесь они приобретаются потребителями за их средства.
Любой рынок можно разделить на более мелкие. Так в рынках ресурсов можно выделить рынок труда, который, в свою очередь, будет состоять из рынков по специализации (машиностроители, работники транспорта, финансисты и т. д.) и по отдельным специальностям.
На рисунке 1 представлена схема основных элементов структуры рынка.
Рисунок 1. Структура рынка
1.2. Структура рынка и его основные виды
Рынок имеет довольно сложную структуру и влияет все сферы экономики. Экономическая структура определяется:
• формами собственности (государственная, частная, коллективная, смешанная);
• структурой производителей товаров (государственные, арендные, кооперативные, частные предприятия, предприятия индивидуальной трудовой деятельности), которая определяется удельным весом в экономике той или другой формы хозяйствующих субъектов;
• особенностями сферы товарного обращения;
• уровнем приватизации и разгосударствления структурных подразделений экономики;
• видами торговли, которые применяются в стране.
Эти особенности оказывают сильное влияние на формирование рыночной системы, которая обретает специфические черты.
В качестве примера можно привести тот факт, что в 1990 г. в промышленности страны работало более 40 тыс. государственных предприятий, около 3 тыс. совместных предприятий, 250 тыс. кооперативов, около 34 тыс. арендных предприятий и строительных организаций, более 700 тыс. человек были заняты индивидуальной трудовой деятельностью. Кроме того, имелось около 600 тыс. магазинов, 300 тыс. предприятий бытового обслуживания населения. На этих предприятиях имелось 25 млн. наименований средств производства, а продукции выпускалось 16 тыс. групп наименований. Такая структурная особенность характерна для рынка крупного государства в период переходной экономики.
При таком многообразии предприятий и наименований продукции передвижение средств производства между производителями и потребителями методом централизованного регулирования становится сложным. Обеспечить спрос и предложение, наладить равновесие, активизацию производства могут только рыночные методы хозяйствования.
По своей структуре рынки можно разделить по следующим критериям:
1. По экономическому назначению объектов рынка:
• рынки товаров и услуг;
• средств производства;
• научно-технических разработок;
• ценных бумаг;
• рынки рабочей силы.
Разнообразие рынков определяет коренные изменения во всей системе взаимодействия предприятий, реализацию товаров на базе прямых связей, заменение формального характера купли-продажи реальной, свободный выбор компаньонов по экономическим связям. Основным инструментом реального рынка являются структуры в форме товарных и фондовых бирж, специализированных баз, коммерческих центров, предприятий оптовой торговли и т. д.
2. Рынки можно подразделить по товарным группам:
• рынки продовольственных товаров;
• товаров народного потребления;
• товаров производственного назначения;
• рынки сырья и материалов.
Например, на рынке сырья сельскохозяйственного производства создается фонд сельскохозяйственных продуктов, предназначающихся для удовлетворения потребностей в продовольствии и удовлетворения потребностей производства в сельскохозяйственном сырье. Развитие рынка потребительских товаров подразумевает значительное увеличение объемов их производства, расширение конкуренции в сфере удовлетворения покупательского спроса, открытие фирменных магазинов.
3. По пространственному признаку классификация рынков представляет собой:
• рынки внутри региональные;
• межрегиональные;
• республиканские;
• межреспубликанские;
• международный (мировой рынок).
Формирование данных рынков в реальности обеспечивает республикам государственный суверенитет.
4. По уровню ограничения конкуренции на рынках различают:
• монопольный;
• олигопольный;
• межотраслевые рынки.
Следует раскрыть понятия монополии и олигополии.
Монополия.
Фирма является единственным производителем товара, у которого нет похожих заменителей. Эта модель имеет присущие ей черты.
o Единственный продавец. Чистая монополия – это отрасль, которая состоит из одной фирмы. Например, газовые и электрические компании, компания кабельного телевидения, телефонная компания.
o Товар монополии является уникальным, ему нет заменителей. Для покупателя не существует альтернативного выбора. Нет необходимости тратиться на рекламу.
o Чистый монополист диктует цену на товар. Фирма реализует контроль над ценой, так как ей принадлежит все предложение. При падающем спросе на товар монополист может вызвать изменение цены, изменяя количество предлагаемого продукта.
o Вступить в отрасль в условиях чистой монополии невозможно.
Олигополия.
Несколько фирм контролируют весь рынок определенного товара или услуг. Характерные признаки олигополизма.
o Относительно малое количество фирм господствует в отрасли.
Малое число фирм объясняется применением дорогостоящих технологий, экономией издержек и препятствиями к проникновению.
o Продукция может быть стандартизирована, а может быть и дифференцирована.
o В олигополии сильно желание к объединению, поскольку
слияние конкурирующих фирм может значительно увеличить их рыночную долю и дать преимущества крупного покупателя и поставщика.
o Всеобщая зависимость. Ни одна фирма в олигополистической
отрасли не попытается изменить свою цену, не попробовав рассчитать самые вероятные ответные действия своих конкурентов.
Чистая конкуренция с множеством покупателей и продавцов существует настолько же редко, как и чистая монополия, когда покупатели, не находя замены, вынуждены платить установленную монополистом цену. Происходящее в реальной жизни, находится где-то между этими крайностями. Такая ситуация носит название несовершенной конкуренции. Этим термином характеризуются рынки, на которых у продавцов больше свободы в установлении цен, чем при совершенной конкуренции. Они имеют эту свободу потому, что продают в условиях монополистической конкуренции или олигополии. [8, с. 23]
5. По субъектам рыночных отношений рынки могут классифицироваться как:
• рынки оптовой торговли, где покупателями и продавцами выступают предприятия или организации;
• рынки розничной торговли, где покупателями являются отдельные граждане;
• рынки государственных закупок сельскохозяйственной продукции, где покупателем является государство, а продавцами выступают непосредственные производители сельскохозяйственной продукции: агрофирмы, фермеры, агрокомплексы и т. д.
Оптовая торговля существует двух видов.
Первый вид — это прямые связи поставщиков с потребителями. Такой вид чаще применяется при устойчивой кооперации труда (текстильные предприятия с швейными комбинатами, автомобильные заводы с производителями шин и комплектующих). При данных связях договор становится отправным пунктом и активным инструментом формирования рынка.
Второй вид оптовой торговли — это коммерческие центры и биржи. Данный вид используется в тех случаях, когда продукция поставщиков употребляется множеством мелких потребителей. Скажем, на подшипниковых заводах, чья продукция потребляется сотнями и тысячами различных предприятий и организаций.
Переход к оптовой торговле осуществим при определенных экономических предпосылках:
• определенной системе цен, которая учитывает реальное соотношение спроса и предложения;
• при образовании развитой инфраструктуры рынка в виде складских помещений, баз, транспортных предприятий и т. п.).
6. По соблюдению законности в экономике рынки подразделяются на:
• легальные, то есть официальные;
• нелегальные, то есть «теневые» или «черные».
Анализ структуры рынков дает возможность выделить основные виды рынков.
|