Главная » Статьи » Филология » Научная статья |
«Особенности изучения жанра басни в 6 классе». Статья
Содержание
Введение………………………………………………………………….2 1. Психология подростков…………………………………………………3 2. Программа по литературе для 6 класса………………………………...8 3. Методы работы над басней………………………………………………9 4. Заключение……………………………………………………………….13 Список использованной литературы…………………………………...13
Введение
Целью данной статьи является изучение воздействия литературных произведений жанра басни на формирование личности подростков в возрасте 13-14 лет, рассмотренное на фоне их психологического развития. Актуальность этой темы в настоящее время очень велика. Воспитание цельной человеческой личности, ее социального и гражданского содержания в условиях гиперфонтанирующей информации неизвестного, часто порочного и опасного содержания, поступающей из интернета, на истинных ценностях человеческой морали, заключенных в баснях,- одна из важнейших задач, стоящих перед преподавателем. Сегодня, когда интернет ресурсы заманивают подростков с неокрепшей психикой и несформировавшимся характером одурманивающими речами лжевеличия исламского мироустройства, поднимающего голову неофашизма, сладкими обещаниями всевозможных религиозных сект, доступностью наркотиков и одурманивающих онлайн игр, зомбирующих подростков на бредовые поступки, вплоть до самоубийства, - непреходящие ценности мировой классической литературы возрастают многократно. Интерес к данной теме обуславливается ее значимостью. Решение этой задачи имеет не только социальное, но и государственное значение. Так или иначе, любое государство опирается на собственный народ и, прежде всего, на патриотов, воспитание которых, является одной из важнейших задач общеобразовательной школы. К этой теме обращался еще К. Д. Ушинский в «Педагогической антропологии». Вопрос влияния литературы на психику подростков рассматривал Е. О. Шацкий в статье «Отечественные психологи о воздействии художественной литературы». Воздействие литературы на формирование личности рассматривал Н.Л. Лейдерман в статье «Так что же это такое - литературное образование школьников»?
1. Психология подростков
Для раскрытия объявленной темы рассмотрим, прежде всего, три вопроса:
Рассмотрим внимательно психологию подростков в возрасте 13-14 лет, что соответствует возрасту шестиклассников. 13 лет – рассвет подростков. Поразительна и непредсказуема психология подростка. 13 лет – возраст, когда совершаются изменения на гормональном фоне. Оттого у ребенка может заметно изменяться настроение. И если внезапно он стал более шустрым, дерзким – это не свидетельствует о том, что подросток «трудный». Подобные изменения являются нормальным психологическим фактором. Подросток начинает себя воспринимать как зрелого человека, обладающего правом на собственное мнение, свои желания. И это до некоторой степени справедливо. Ведь он должен стремиться к независимости , и спустя какое-то время совершить «сепарирование» себя от родителей. Психология подростков в данном возрасте начинает касаться интимной сферы. 13 лет – возраст, когда наблюдается повышенное сексуальное влечение, и, как ни странно, данное совершается более со стороны девочек. Безусловно, и мальчиков начинает интересовать эта тема, однако, пик внимания у них случается немного позднее. В данном возрасте подростки напряженно относятся к собственным внешним данным. Это обусловлено тем, что наличествует желание быть схожим со своим кумиром, у которого безупречная фигура, превосходные волосы и самые восхитительные глаза. В данное время очень важно, где и какого кумира для подражания найдет подросток. Будет это национальный герой, известный спортсмен, великий ученый, популярный актер или террорист из заграничного триллера, еще неизвестно. Выбор героя для мечущегося в многообразии мира подростка, может оказаться непредсказуемым без соответствующего «подталкивания» со стороны школы и родителей. 14 лет – годы осознания себя личностью. В 14 лет подросток активно принимается защищать свои права. Порой может создаться такое ощущение, что подросток все делает наперекор. Однако, это абсолютно не так. По крайне мере, подросток не определяет для себя целью – оспаривать все. Часто он и сам не уверен в том, что ему реально необходимо и важно. Но желание выделяться, показывать - «Я – другой!» - огромно. Потому возникает непонимание между взрослыми и детьми. Для того чтобы не обострять ситуацию, при назревании конфликта важнее сглаживать острые моменты. Немаловажно понимать, что ребенок не старается вас разозлить или сознательно вывести из себя – это особенности возраста. В этот период особенно необходимо уделять внимание общению с подростком. Для него крайне важно быть принятым, а не отвергнутым. А также иметь товарищей, с которыми можно переговорить обо всем. Ведь в данном возрасте весьма много волнующих тем и деликатных вопросов, с которыми к родителям не сходишь. Психология подростка в данные годы, безусловно, претерпевает существенные изменения. Важно своевременно заметить этот переход и поменять тактику в отношениях с подростком, что часто сводит к минимуму проблемные моменты. В такой ситуации подросток не торопится совершить что-то из ряда вон выходящее. Он слышит собеседника и способен пойти на компромисс. Для подростков данного возраста именно сейчас можно и нужно с помощью литературных произведений сформировать образы героев и антигероев. Какой еще жанр литературного творчества, если не басня, способен так ярко и образно обрисовать школьнику, если не антигероя, то отдельные его порочные черты? Не нужно указывать подростку с его еще несформированным самосознанием, с его юношеским максимализмом, как поступать. Достаточно остро, как в баснях, высмеять поступки, которые совершать не нужно, и подросток, опасаясь насмешек, никогда подобного не совершит. Именно в формировании образа антигероя и велика роль басни, с воспитательной точки зрения. О воздействии искусства на личность в статье «Отечественные психологи о воздействии художественной литературы» Е. О. Шацкий писал следующее: «Особо любопытна и важна в психологии художественного творчества проблема специфики влияния искусства на личность и общество. На уровне прикладных психологических изысканий влияние искусства зачастую редуцируется до когнитивно-эмоциональных проявлений человека в отношении искусства. Однако данный подход не способен разъяснить, в чем состоит уникальность влияния искусства на личность человека. Перед учеными-психологами возникла задача преодоления понимания искусства как процесса постижения и «заражения» чувствами» [1]. Классик отечественной психологии Л. С. Выготский в книге «Психология искусства» об осознании человеком художественного произведения писал так: «любое художественное произведение — басня, новелла, трагедия — содержит в себе непременно аффективное противоречие, пробуждает взаимно противоположные ряды чувств и приводит к их короткому замыканию и уничтожению» [2]. Так, например, в басне «Волк и ягненок» он заметил столкновение противоположных чувств, осмысление читателем как торжества ягненка над волком в «юридическом» споре, так и неотвратимости гибели ягненка независимо от правоты в данном споре. В окончании басни оба чувства доходят до вершины: ягненок побеждает и погибает. Но уже на данном конкретном примере концепция психолога пробуждает обоснованное сомнение: поистине ли эстетический смысл басни в том, что взаимные ряды чувств уничтожаются? Не является ли итогом приведенного психологом «противочувствия» естественное чувство возмущения тем, что «у сильного всегда бессильный виноват» [3], и осознание человеком полной несправедливости аналогичных явлений в реальной жизни? Видя это противоречие, подросток встает перед неизбежным выбором: кому отдать предпочтение, чью сторону занять? Вот здесь и необходимо тонкое, направляющее вмешательство педагога. Примеры подобных ситуаций и поступков из произведений мировой литературы с итогами, к которым они приводят, будут самым наглядным «указателем направления» в, стоящем перед подростком выборе. По мнению Е. О. Шацкого: «Заложенные в искусстве борьба чувств, столкновение, разрушение одного и утверждение другого отображают динамику человеческого сознания и нужны для того, чтобы проникнуть за объективное, общественно-историческое значение явления и избавиться от равнодушия. Через борьбу эмоций читатель приходит к раскрытию личностного («для меня») значения явлений жизни, которое, следовательно, и передается посредством искусства, поскольку составляет суть его природы» [1]. Известный русский психолог А. Н. Леонтьев в книге «Очерк развития психики» о личностном смысле чтения литературных произведений писал следующее: «Предположим, учащийся читает рекомендованную ему научную литературу. Это — сознательный, целенаправленный процесс. Его преднамеренная цель — изучить содержание данной литературы. Какой, все-таки личностный смысл имеет для обучающегося данная цель, а следовательно, и отвечающее ей действие? Это зависит от того, какой аргумент побуждает деятельность обучающегося, реализуемую данным его действием. Если аргумент этот заключается в том, чтобы подготовить себя к своей будущей профессии, чтение будет обладать для него одним смыслом. Если же мотив его занятий, например, только в том, чтобы формально развязаться с экзаменами, то тогда, разумеется, смысл чтения будет для него уже иным, и он будет читать эту же литературу иными глазами, будет по-другому усваивать ее. Следовательно, на вопрос о личностном смысле возможно ответить через раскрытие соответствующего мотива. Смысл — это всегда смысл чего-то определенного. Не существует «чистых» смыслов. Потому субъективно смысл как бы принадлежит самому сознаваемому содержанию и кажется входящим в его объективное значение» [4].
2. Программа по литературе для 6 класса
Итак, определившись с тем, кого мы учим, рассмотрим, чему мы учим. Рабочая программа по литературе под редакцией В. Я. Коровиной предлагает для изучения в 6 классе следующие басни: 1. «Муха» И. И. Дмитриева, как смех над ленью и хвастовством. 2. И. А. Крылов «Листы и Корни», как заявление о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. 3. «Ларчик», как пример критики мнимого «мудреца» и неумелого хвастуна. 4. «Осёл и Соловей», как комическое изображение невежественного судьи. Кроме того, программа Т. Ф. Курдюмовой предлагает к изучению басню И. А. Крылова «Волк и ягненок», как одну из самых ярких картин несправедливости власть имущих. Итак, мы пытаемся научить подростка честно трудиться на благо общества, внося свой соответствующий вклад, «не перемудрять» в этом процессе, не судить непрофессионально о вкладе других и не рассчитывать на абсолютную справедливость в оценке его заслуг. Что же? В какой-то степени это поможет социализации подростка и убережет его от моральных травм при столкновении с несправедливостью. История о «Ларчике» немного остудит юношеский максимализм подростка и вернет его к реальности.
3. Методы работы над басней
Методика работы над басней в школе определена ее спецификой как вида художественного произведения. В литературоведении басня характеризуется как иносказательный рассказ поучительного характера. Таким образом, выделяются такие основные признаки басни, как присутствие морали и иносказания. В баснях зачастую героями являются животные, но данный признак не выступает в качестве непременного (персонажами басни могут быть и люди). Также не обязательной для басни является стихотворная форма (басни Л. Н. Толстого, например, написаны в прозе). В методике ведущих методистов Е. А. Адамовича, Н. П. Кононыкина, Н. А. Щербаковой, В. И. Яковлевой и др. традиционным стал подход, согласно которому работа над текстом басни начинается с раскрытия ее содержания. Далее следует выяснение аллегорического смысла (кто иметься в виду под действующими лицами басни) и, наконец, анализируется мораль. Н. П. Кононыкин и Н. А. Щербакова советуют не разбирать мораль басни, пока не уяснено учащимися содержание конкретной части басни, пока дети не поняли особенностей действующих лиц, не произвели переноса «характерных черт животных, изображенных в баснях, в реальную людскую среду» [5]. Другой путь работы над басней очерчен Л. В. Занковым. По его мнению, более рационально сразу же после чтения басни без какой-либо предварительной беседы предложить обучающимся вопрос: «Какова главная мысль басни?» Не прибегая к разбору текста басни, обучающиеся высказываются относительно ее основной мысли, после чего им ставится другой вопрос: «Какова мораль басни?» «Уже после того,— пишет Л. В. Занков,— как уяснена мораль, дети сами читают басню. Затем происходит краткий разбор речевых оборотов. И то и другое становится осмысленным именно после того, как школьниками понята мораль басни. Теперь они действительно могут самостоятельно разобраться в отдельных частях басни. Наполняются истинным значением неповторимые выразительные средства языка Крылова...» [6]. Несколько иной подход к методике изучения басни дает К. Ю. Александрова в статье «Алгоритм работы над басней в рамках педагогической драматизации». Понимание басни будет возможно, по мнению А.А. Потебни, если «слушатель или читатель нашел известное количество возможных применений, возможных случаев» [7]. Несоблюдение данных правил приводит к изучению басен, напоминающему осмотр больших картинных галерей, который, кроме усталости, не оставляет после себя ничего. Потебня А.А. настаивает на том, что не должно существовать другого отношения к басне «как применения се к действительным случаям жизни» [7]. Поэтому перед преподавателем стоит задача: «найти возможные се применения» [7]: соотнести содержание басни, с ситуациями реальности. Объясняя метод педагогической драматизации, К. Ю. Александрова пишет следующее: «под педагогической драматизацией (ПД) разумеется диалог образов в рамках обучающею общения, который обеспечивает субъектную, активную, познавательную и деятельностную позицию учащегося на основе осознания, понимания, переживания и присваивания учебного материала. Адекватность принятия решения о взаимодействии людей друг с другом в обществе основывается на всесторонней оценке ситуации, представленной в сознании в виде образов, наименьшим строительным материалом которой они проявляются. Настоящим обуславливается обращение к образам при работе над басней. Применительно к процессу занятий в рамках ПД педагог выстраивает образы как продукты воображения учащихся в диалоги образов, реализуемые в драматизационных ситуациях, расположенных в обусловленном порядке в соответствии с обслуживаемыми целями каждого конкретного занятия в лингво-социо-культурный заданный обучающий контекст. При этом ситуации сопоставляются как с действительностью, истекая из внутренней логики учебного процесса, так и с реалиями басни» [8]. Во всех видах работ в рамках ПД, включая басню, одной из главных форм работы которой, является составление и олицетворение аутодиалога, а в особенности в эссе, учащийся пробует давать свой эмоциональный отклик. Можно предположить, что неизменный интерес к каждому конкретному человеку, сопрягаясь с опытом, и привычка показывать свое эмоциональное отношение, дозволяют при познании незнакомого человека определять, «в чем его персональное своеобразие и какой стиль обращения с ним будет для него психологически наилучшим » [9]. Алгоритм для работы над басней в рамках педагогической драматизации представляет собой следующие действия: 1. Лингво-культурологический поиск содержит сбор, обработку и рассмотрение информации из различных источников о: а) биографии и творчестве знаменитых баснописцев; б) истории возникновения басни и ее свойствах. 2. Работа с текстом предусматривает аудирование, лексико-грамматический и стилистический разбор текста; подбор пословиц, соответствующих основной мысли басни; анализ басни с выделением ее частей, действий и составление характеристик героев. 3. Дискуссия сфокусирована на сопоставлении содержания басни с действительностью: в сходных 1) ситуациях реальности; 2) взаимоотношениях между людьми, 3) важнейших чертах характера. 4. Лингво-культурологический анализ заключается в понимании и обобщении предшествующих действий для подготовки различных вариантов сценария с учетом лингво-культурологических особенностей басни. 5. Постановка басни заключается в ее осуществлении по трем направленностям педагогической драматизации: инсценирование, театрализация, диалог образов с учетом ее видов и форм. 6. Рефлексия представляет собой подведение итогов: 1) обсуждение хода постановки и описательная оценка исполнения ролей; 2) оценка эмоционального состояния и полученных коммуникативных умений, включая и самооценку на основе ситуационно-тематического материала, включающего элементы оценки, утверждения и согласия / несогласия. Особенность педагогической драматизации выражается в реализации придуманных образов в действии, в этюде, в сценке, в драматизационной ситуации. С мнением К. Ю. Александровой трудно не согласиться, ведь с точки зрения театрального искусства басня является мини сценой, эпизодом. И всем известно, что «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Зрительные образы глубже проникают в память, чем все прочие.
4. Заключение
Делая выводы о проведенном исследовании, заключаем следующее:
Список использованной литературы:
1. Е. О. Шацкий. Отечественные психологи о воздействии художественной литературы. - М.: МГГУ им. М. А. Шолохова, 1979. - 132 с. 2. Л. С. Выготский. Психология искусства. - М.: Дом педагогики, 1968. - 498 с. 3. Басни Ивана Крылова. / В.Г. Белинский. - Электронный ресурс, http://krilov.velchel.ru/ 4. А. Н. Леонтьев. Очерк развития психики. – Москва, «Педагогика», 1983. – 320 с. 5. Каноныкин Н. П., Щербакова Н. А. Методика преподавания русского языка в начальной школе.- Л., 1955.- 249 с. 6. Занков Л. В. Избранные педагогические труды. - 3-е изд., дополн. - М.: Дом педагогики, 1999. - 608 с. 7. Потебня А.А. Теоретическая поэтика: учеб, пособие для студ. филол. фак. высш. учеб, заведений / сост., вступ. ст. и коммент. А.Б. Муратова. - 2-е изд., испр. - СПб.: Филологический факультет СИбГУ; М: Издательский центр «Академия», 2003. - 384 с. 8. Александрова К.Ю. Алгоритм работы над басней в рамках педагогической драматизации. – БГУ им. И. Г. Петровского; Брянск. – 2007. – 68 с. 9. Бодалев А.А., Васина Н.В. Познание человека человеком (возрастной, гендерный, этнический и профессиональный аспекты). - СПб., 2005. - 324 с. 10. Литература. Рабочие программы. / Под редакцией В. Я. Коровиной. - М.: , «ПРОСВЕЩЕНИЕ», 2014. - 354 с.
| |
Категория: Научная статья | Добавил: Archer (05.07.2017) | |
Просмотров: 567 | |
Всего комментариев: 0 | |