Главная » Статьи » Философия » Философии познания

Сравнение представлений об истине

Вопрос «что есть истина» ставился много веков тому назад. И поскольку человечество ищет истину, попробуем исследовать, в чем она состоит, и познакомиться с ее природой, чтобы изучить, как ум отличает ее от лжи.

Истину в собственном смысле слова можно определить как соединение или разъединение знаков сообразно соответствию или несоответствию
обозначаемых ими вещей друг с другом. Так что, собственно говоря, истина относится только к высказываниям и тому, что они характеризуют.

Помимо истины в строгом, вышеуказанном смысле существуют истины другого рода. Например, нравственная истина, которая представляет собой рассуждение о вещах согласно убеждению нашего собственного ума, хотя бы наше высказывание не соответствовало реальности вещей. Метафизическая истина, которая представляет собой не что иное, как реальное существование вещей сообразно идеям, с которыми мы связали их имена.

Величайший древнегреческий мыслитель, ученик и последователь Сократа, Платон (427-347 до н. э.) определял истину, как понятие, без которого ничто «никогда не может на самом деле возникнуть, а возникнув, существовать».

Если в чувственно воспринимаемом мире «все течет, все изменяется», то мир идей вечен и неизменен, поэтому о нем и возможно истинное знание.

Для Платона истинно в полном смысле этого слова только единое, только целое: все это царство идей, пронизанное и упорядоченное идеей блага. В частном, даже в части этого царства идей, нет полной истины (и блага). Тем более не достижима полнота истины (и блага) в мире, где «все течет и изменяется». Душа человека (и в частности, его мышление), с помощью которой человек приобщается к истине – это в некотором смысле гостья в этом (чувственно воспринимаемом) мире.

Таким образом, те элементы истины, которыми может располагать человек, обусловлены его приобщением посредством его (и мировой) души к миру истинного бытия.

Иными словами, истина у Платона – это в первую очередь (истинное) бытие, и быть истинным - значит быть причастным этому истинному бытию.

Впрочем, в воззрениях Платона на истину можно усмотреть некую двойственность. С одной стороны Платон сохраняет истину как черту сущего, с другой стороны у него обнаруживается понимание истины как правильности «взгляда», правильного видения человеком вещи, истолкование истинности как согласованности познания вещи с самой вещью.


Английский философ Бертран Рассел (1872-1970) по вопросу об определении истины писал следующее: «С того момента, как я отказался от монизма, у меня не было сомнений, что истина должна определяться
через некоторое отношение к факту; но каково в точности это отношение — должно зависеть от характера той или иной истины. Я начал с критики двух теорий, с которыми я радикально расходился: монизма и прагматизма.
В монизме «истина» определяется через когеренцию: ни одна истина не является независимой от какой-либо другой истины, каждая, сформулированная во всей полноте и без незаконной абстракции,
оказывается всей истиной обо всей Вселенной. Ложь, согласно этой теории, состоит в абстракции и таком понимании частей, как если бы они были независимыми целыми.

Существо моего несогласия с прагматизмом состоит в следующем: согласно прагматизму, убеждение следует считать истинным, если оно имеет определенные последствия; я же считаю, что эмпирическое убеждение следует считать истинным, если оно имеет определенные причины».

«Истина и ложь принадлежат, прежде всего, верованиям и только производным образом — суждениям и предложениям. Верования, если они достаточно просты, могут существовать без слов, и есть все основания полагать, что они присущи высшим животным. Верование «истинно», когда имеется соответствующее отношение к одному или более фактам, и ложно, когда такого отношения нет. Проблема определения «истины» поэтому состоит из двух частей: во-первых, анализ того, что имеется в виду под «верованием», и затем исследование отношения между верованием и фактом, делающего верование истинным».

Теория истины, развитая Расселом в труде «Исследовании значения и истины», является, принципиально, корреспондентной теорией. Другими словами, предложение или верование «истинно» благодаря какому-то отношению к одному или большему числу фактов, но отношение это не всегда является простым и изменяется в зависимости от структуры рассматриваемого предложения и от отношения того, что утверждается, к опыту.

 

Современный американский философ Хилари Патнэм (Род. 1926) рассматривает понятие «истина» несколько иначе. В книге «Разум, истина и история» он пишет следующее: «Отрицать идею, что существует когерентная «внешняя» перспектива, т. е. теория, которая просто истинна «сама по себе», безотносительно к каким-либо возможным наблюдателям, не означает отождествлять истину с рациональной приемлемостью. Истина не может быть отождествлена с рациональной приемлемостью по одной простой причине: истина считается свойством высказывания, и как таковая она не
может быть потеряна, тогда как обоснование (justification) — может.

Высказывание «Земля — плоская» было, что весьма вероятно, рационально приемлемо 3000 лет тому назад; однако оно рационально неприемлемо в настоящее время. Однако было бы ошибкой утверждать, что высказывание «Земля — плоская» было истинно 3000 лет тому назад; поскольку это означало бы, что форма Земли изменилась. В действительности рациональная приемлемость и инициируется личностью, и соотносится с ней.

Вдобавок к этому рациональная приемлемость есть дело степени; об истине тоже иногда говорят как о деле степени (например, мы иногда говорим, что выражение «Земля представляет собой шар» приблизительно истинно);
однако под «степенью» в данном случае имеется в виду точность высказывания, а не степень приемлемости или обоснованности».

 

Один из основоположников эволюционной теории познания (эпистемологии) современный немецкий философ Герхард Фоллмер (Род. 1943) рассматривает понятие истина и процесс ее познания через призму выдвинутых им «постулаты научного познания».

Фоллмер исходит из того, что познавательный аппарат человека является результатом эволюции, познавательные способности и структуры соответствуют реальному миру, поскольку они сформировались в
ходе приспособления к этому миру, и только такое согласование делает возможным выживание. Эти идеи разрабатывал также известный австрийский биолог, основатель данного направления К. Лоренц (1903 —
1989), в частности, в работе «Оборотная сторона зеркала. Опыт естественной истории человеческого познания». Оба представителя этого направления полагают, что формирование «врожденных» познавательных структур осуществляется как природный эволюционный процесс.

К теме истинности можно отнести его следующие постулаты:

  • Постулат реальности: имеется реальный мир, независимый от восприятия и сознания;
  • Постулат непрерывности: между всеми областями действительности существует непрерывная связь;
  • Постулат о чужом сознании. Также и другие индивиды (люди и животные) имеют чувственные
    впечатления и сознание;
  • Постулат функции мозга: мышление и сознание являются функциями мозга, естественного органа;
  • Постулат объективности: научные высказывания должны быть объективными;
  • Интерсубъективная проверяемость: каждое высказывание должно контролироваться, т.е. должна иметься возможность проверки его правильности посредством соответствующих мероприятий.

В работе «Эволюционная теория познания» Фоллмер пишет: «наши ощущения, восприятия, представления, знания частично обусловлены субъектом через наш язык и структуры нашего познавательного аппарата.
На основе такой критики заключают, что все познание якобы субъективно и речи об объективной действительности и объективном познании — якобы наивная фикция. По этому поводу нужно сказать, что также и для субъективности всех высказываний нет доказательств; что предположение о существовании внешнего мира является гипотезой, которая имеет выдающееся подтверждение».

 

Выводы

 

История человеческой мысли, одиссея человеческого разума полна трагических моментов борьбы истины и заблуждения, которые как два противоположных процесса непримиримы. Поиски истины и определения ее сущности продолжаются. Изменяются времена, изменяются понятия.

Для Платона и людей его эпохи истина представлялась чем-то почти идеалистическим, духовным, близким к понятиям «душа» и «истинное бытие».
Позднее, во времена Бертрана Рассела, истина уже рассматривалась как «верование, подтвержденное фактом». Так сказать переходный период от духовного к материалистическому пониманию истины.

В ХХ веке Патнэм определяет истину уже как нечто непостоянное и приближенное. Появляется понимание, что «истина на все времена» понятие фактически невозможное в постоянно изменяющемся мире.

Еще позднее Г. Фоллмер склоняется к рассмотрению истины через линзу биологической сущности человека, его ощущения, восприятия, представления и возможности человеческого мозга.

Исходя из этого, можно проследить, как развитие науки влияет на понимание человеком таких, казалось бы, аксиом, как истина.

 

Литература:

1. Философия науки: Общие проблемы познания. Методология естественных и гуманитарных наук: хрестоматия / отв. ред.-сост. Л.А Микешина. — М.: Прогресс-Традиция: МПСИ: Флинта, 2005.
- 992 с.

2. История философии: Учебник для вузов / Под ред. В. В. Васильева, А. А. Кротова и Д. В. Бугая. — М.: Академический Проект: 2005. — 680 с.

3. Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова. — М.:
Норма, 2005. — 928 с.

 

Категория: Философии познания | Добавил: Archer (18.06.2018)
Просмотров: 780 | Теги: семинар, истина, сравнение, Понятие
Всего комментариев: 0