Главная » Статьи » Философия » Философии познания |
Вопрос «что есть истина» ставился много веков тому назад. И поскольку человечество ищет истину, попробуем исследовать, в чем она состоит, и познакомиться с ее природой, чтобы изучить, как ум отличает ее от лжи. Истину в собственном смысле слова можно определить как соединение или разъединение знаков сообразно соответствию или несоответствию Помимо истины в строгом, вышеуказанном смысле существуют истины другого рода. Например, нравственная истина, которая представляет собой рассуждение о вещах согласно убеждению нашего собственного ума, хотя бы наше высказывание не соответствовало реальности вещей. Метафизическая истина, которая представляет собой не что иное, как реальное существование вещей сообразно идеям, с которыми мы связали их имена. Величайший древнегреческий мыслитель, ученик и последователь Сократа, Платон (427-347 до н. э.) определял истину, как понятие, без которого ничто «никогда не может на самом деле возникнуть, а возникнув, существовать». Если в чувственно воспринимаемом мире «все течет, все изменяется», то мир идей вечен и неизменен, поэтому о нем и возможно истинное знание. Для Платона истинно в полном смысле этого слова только единое, только целое: все это царство идей, пронизанное и упорядоченное идеей блага. В частном, даже в части этого царства идей, нет полной истины (и блага). Тем более не достижима полнота истины (и блага) в мире, где «все течет и изменяется». Душа человека (и в частности, его мышление), с помощью которой человек приобщается к истине – это в некотором смысле гостья в этом (чувственно воспринимаемом) мире. Таким образом, те элементы истины, которыми может располагать человек, обусловлены его приобщением посредством его (и мировой) души к миру истинного бытия. Иными словами, истина у Платона – это в первую очередь (истинное) бытие, и быть истинным - значит быть причастным этому истинному бытию. Впрочем, в воззрениях Платона на истину можно усмотреть некую двойственность. С одной стороны Платон сохраняет истину как черту сущего, с другой стороны у него обнаруживается понимание истины как правильности «взгляда», правильного видения человеком вещи, истолкование истинности как согласованности познания вещи с самой вещью.
Существо моего несогласия с прагматизмом состоит в следующем: согласно прагматизму, убеждение следует считать истинным, если оно имеет определенные последствия; я же считаю, что эмпирическое убеждение следует считать истинным, если оно имеет определенные причины». «Истина и ложь принадлежат, прежде всего, верованиям и только производным образом — суждениям и предложениям. Верования, если они достаточно просты, могут существовать без слов, и есть все основания полагать, что они присущи высшим животным. Верование «истинно», когда имеется соответствующее отношение к одному или более фактам, и ложно, когда такого отношения нет. Проблема определения «истины» поэтому состоит из двух частей: во-первых, анализ того, что имеется в виду под «верованием», и затем исследование отношения между верованием и фактом, делающего верование истинным». Теория истины, развитая Расселом в труде «Исследовании значения и истины», является, принципиально, корреспондентной теорией. Другими словами, предложение или верование «истинно» благодаря какому-то отношению к одному или большему числу фактов, но отношение это не всегда является простым и изменяется в зависимости от структуры рассматриваемого предложения и от отношения того, что утверждается, к опыту.
Современный американский философ Хилари Патнэм (Род. 1926) рассматривает понятие «истина» несколько иначе. В книге «Разум, истина и история» он пишет следующее: «Отрицать идею, что существует когерентная «внешняя» перспектива, т. е. теория, которая просто истинна «сама по себе», безотносительно к каким-либо возможным наблюдателям, не означает отождествлять истину с рациональной приемлемостью. Истина не может быть отождествлена с рациональной приемлемостью по одной простой причине: истина считается свойством высказывания, и как таковая она не Высказывание «Земля — плоская» было, что весьма вероятно, рационально приемлемо 3000 лет тому назад; однако оно рационально неприемлемо в настоящее время. Однако было бы ошибкой утверждать, что высказывание «Земля — плоская» было истинно 3000 лет тому назад; поскольку это означало бы, что форма Земли изменилась. В действительности рациональная приемлемость и инициируется личностью, и соотносится с ней. Вдобавок к этому рациональная приемлемость есть дело степени; об истине тоже иногда говорят как о деле степени (например, мы иногда говорим, что выражение «Земля представляет собой шар» приблизительно истинно);
Один из основоположников эволюционной теории познания (эпистемологии) современный немецкий философ Герхард Фоллмер (Род. 1943) рассматривает понятие истина и процесс ее познания через призму выдвинутых им «постулаты научного познания». Фоллмер исходит из того, что познавательный аппарат человека является результатом эволюции, познавательные способности и структуры соответствуют реальному миру, поскольку они сформировались в К теме истинности можно отнести его следующие постулаты:
В работе «Эволюционная теория познания» Фоллмер пишет: «наши ощущения, восприятия, представления, знания частично обусловлены субъектом через наш язык и структуры нашего познавательного аппарата.
Выводы
История человеческой мысли, одиссея человеческого разума полна трагических моментов борьбы истины и заблуждения, которые как два противоположных процесса непримиримы. Поиски истины и определения ее сущности продолжаются. Изменяются времена, изменяются понятия. Для Платона и людей его эпохи истина представлялась чем-то почти идеалистическим, духовным, близким к понятиям «душа» и «истинное бытие». В ХХ веке Патнэм определяет истину уже как нечто непостоянное и приближенное. Появляется понимание, что «истина на все времена» понятие фактически невозможное в постоянно изменяющемся мире. Еще позднее Г. Фоллмер склоняется к рассмотрению истины через линзу биологической сущности человека, его ощущения, восприятия, представления и возможности человеческого мозга. Исходя из этого, можно проследить, как развитие науки влияет на понимание человеком таких, казалось бы, аксиом, как истина.
Литература: 1. Философия науки: Общие проблемы познания. Методология естественных и гуманитарных наук: хрестоматия / отв. ред.-сост. Л.А Микешина. — М.: Прогресс-Традиция: МПСИ: Флинта, 2005. 2. История философии: Учебник для вузов / Под ред. В. В. Васильева, А. А. Кротова и Д. В. Бугая. — М.: Академический Проект: 2005. — 680 с. 3. Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова. — М.:
| |
Категория: Философии познания | Добавил: Archer (18.06.2018) | |
Просмотров: 780 | |
Всего комментариев: 0 | |