Главная » Статьи » Медицина » Курсовая работа

Общие основы реабилитации

Введение

 

Несмотря на высокий уровень развития современной медицины, на появление новых, часто дорогостоящих методов лечения, не произошло существенного увеличения продолжительности жизни людей, страдающих распространенными в последнее время хроническими неинфекционными заболеваниями, в частности болезнями сердца, заболеваниями суставов, сахарным диабетом.

Сложившиеся критерии эффективности ле­чения и исходов заболевания, основанные, прежде всего, на традиционных показателях — средней продолжительнос­ти жизни, общей смертности, смертности от определенных причин и других, перестали удовлетворять медиков. Для
этого необходимо некое понятие, достаточно широкое, ко­торое может оценить физическое и душевное здоровье че­ловека, определить особенности конкретной личности во вза­имосвязи с внешней средой. Таким понятием является качество жизни, интерес к которому необычайно возрос в
последнее время. Это понятие включает физическое здоро­вье человека, его психологический статус, уровень незави­симости, характерные параметры  окружающей среды.

В связи с этим в настоящее время эффективность и
экономичность различных методов лечения целесообразно
оценивать не только по критериям выживаемости и про­должительности жизни, но и по показателям качества жиз­ни, все чаще применяемым на практике и входящим в специальные методики. Одной из главных целей реабили­тации больных с различными заболеваниями становится
повышение качества жизни, что включает оценку больным
своего физического, психического и социального благопо­лучия.

Таким образом, можно сказать, что такое известное и
распространенное понятие, как реабилитация, тесно связа­но с медицинским, социологическим и философским по­нятием качества жизни.

Кроме лечения, цель которого сводится, в конечном счете, не только к избавлению организма от разрушающего действия патологического процесса, восстановлению его функций или продлению жизни. Больной должен иметь возможность полноценно жить, сохраняя человечес­кое достоинство, а не просто существовать.

Цель реабилитации, как таковой, в совокупности с психоло­гической и социально-трудовой реадаптацией и состоит в возвращении больному возможности жить полноценной жизнью.

Вопросам реабилитации, ее  видам, этапам и принципам, особенностям  работы среднего медицинского персонала при ее проведении посвящена данная работа.

Объектом исследования этой работы являются общие основы реабилитации.

Предметом исследования выступает профессиональная деятельность медицинской сестры при проведении медицинской реабилитации пациентов.

Цель работы – выявить и обосновать роль медицинской сестры в процессе реабилитации пациентов.

Задачи, поставленные перед работой:

  • определить понятия «реабилитация»;
  • выявить виды, этапы и принципы реабилитации;
  • выявить принципы организации реабилитационного процесса;
  • изучить сущность реабилитационной программы, потенциала и прогноза;
  • проанализировать сестринский процесс в медицинской реабилитации пациентов разных возрастных групп;
  • изучить вопросы преодоления хронических заболеваний и недееспособности;
  • рассмотреть проблемы по уходу за пациентами;
  • проанализировать особенности работы среднего медицинского персонала при проведении медицинской реабилитации пациентов.

Для разработки и решения поставленных задач использовались методы анализа, сравнения и обобщения.

 

1. Основы реабилитации

1.1 Понятие, этапы, принципы  и виды реабилитации

 

Восстановлением статуса личности с философской точ­ки зрения занимается реабилитация. Реабилитация — это направление современной медицины, которая в своих раз­нообразных методах опирается, прежде всего, на личность больного, активно пытаясь восстановить нарушенные бо­лезнью функции человека, а также его социальные связи. Не существует подлинной реабилитации без обращения к личности больного, без восприятия человека в неразрыв­ной связи с окружающей средой. Успех реабилитационных мероприятий может быть продолжительным лишь тогда,
когда установлена гармония между телом и окружающей средой.

По определению Л. В. Козловой: «Реабилитация — завершающий этап общего лечеб­ного процесса, где весьма важно оценить эффективность лечения, воздействия на организм, прежде всего в пла­не восстановления личностного и социального статуса больного». [1]

Правильное, рациональное сочетание физических и пси­хических методов воздействия на конкретного больного влияет самым непосредственным образом на успех в ле­чении распространенных тяжелых хронических заболева­ний, в том числе в полном или частичном восстановлении трудоспособности. Реабилитация основана на партнерстве
врача и пациента, разноплановости усилий и воздействий,
направленных на разные сферы жизнедеятельности, един­стве биологических и психосоциальных методов воздей­ствия и ступенчатости воздействий. Так, например, по мне­нию многих исследователей, реабилитация может предупредить стремительное старение, стимулировать восстанов­ление утраченных функций в соответствии с возрастом.

Своевременные и систематически проводимые реабилита­ционные мероприятия часто приводят к функциональному
восстановлению организма стариков, достаточному для са­мообслуживания или требующему минимальной посторон­ней помощи. Реабилитация пожилых и престарелых, по определению ряда авторов, означает перестройку психичес­кого, психологического и физического состояния, нарушен­ного болезнью, особенно хронической.

Целью реабилита­ции в данном случае должна быть реактивация личности для более независимой жизни пожилого человека в семье и обществе.

В медико-биологическом значении реабилитация — это
лечебно-восстановительные мероприятия. Основной ее со­ставляющей является медицинская реабилитация, предус­матривающая использование системы медико-биологичес­ких и медико-социальных мероприятий, направленных на предупреждение утраты трудоспособности, скорейшее восстановление нарушенных функций, на профилактику ос­ложнений и рецидивов заболевания, на раннее возвраще­ние к обществу и к труду.

По определению проф. В.А. Епифанова под термином «медико-социальная реабилитация», следует понимать восстановление (реабилитацию) физического, психологического и социального статуса людей, утративших эти способности в результате заболевания или травмы. [2]

Согласно определению экспертов Всемирной организации
здравоохранения (ВОЗ) и Международной организации труда, «реабилитация — система государственных, социально-экономических,
медицинских, профессиональных, педагогических и психологических мероприятий, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате
трудоспособности, и на эффективное и раннее возвращение больных
и инвалидов (детей и взрослых) в общество, к общественно полезной
жизни». [2]

Не следует смешивать понятия «лечение» и «реаби­литация», поскольку реабилитация рассматривается как составная часть лечебного процесса и отличается ранней и особой направленностью лечебных мероприятий, обеспечивающих улучшение функции систем организма и наи­более полное восстановление трудоспособности пациента.

Не является реабилитация и долечиванием, поскольку на­чинается на самых ранних стадиях патологического про­цесса, хотя наиболее активно ее методы применяются на завершающих этапах лечения — после клинического выз­доровления пациента до восстановления его трудоспособности.

Нередко термин «реабилитация» заменяют более уз­ким понятием «восстановительное лечение», что допусти­мо лишь при некоторых видах патологии, не связанных с медико-социальными последствиями.

В нашей стране принято определение, сформу­лированное еще на совещании министров здравоохранения европейских стран (Прага, 1967 г.): «реабилитация есть си­стема государственных, социально-экономических, меди­цинских, профессиональных, педагогических, психологи­ческих и других мероприятий, направленных на предуп­реждение развития патологических процессов, приводя­щих к временной или стойкой утрате трудоспособности, и на эффективное и раннее возвращение больных и инвали­дов (детей и взрослых) в общество и к общественно полез­
ному труду». [2]

Переходя непосредственно к процессу реабилитации пациентов, следует выделить три ее этапа:

  • 1 этап (реконвалесценция) - выздоровление с восстановлением нарушенных функций организма. Итогом этого этапа может быть и формирование дефекта (при психологической или физиологической травме). В этом случае наступает второй этап  реабилитационного процесса.
  • 2 этап (реадаптация) - приспособление к условиям существования иногда с использованием компенсаторных или резервных способностей.

Направления адаптационных мероприятий:

  1. аллопластическая адаптация – изменение внешней среды в соответствии с возможностями индивидуума;
  2. аутопластическая адаптация – изменение личности (умений и навыков) для оптимального приспособления к внешнему окружению;
  3. альтернативно-средовая адаптация – помещение индивида в среду, оптимально благоприятную для него.

В отношении детей с врожденными дефектами используют термин – абилитация – формирование неразвитых физических, психологических, социальных функций.

  • 3 этап (ресоциализация) - восстановление нарушенных хронической болезнью или травмой взаимоотношений с окружающей средой. Успешная реализация данного этапа  возможна только при эффективных первых двух этапах.

Кроме трех этапов различают 9 аспектов реабилитации (исходя из задач реабилитации): медицинский, психологический, физиологический, социальный, педагогический, бытовой, профессиональный, юридический, экономический.

1. Медицинская реабилитация - это комплекс лечебных мероприятий, направленных на максимальное восстановление нарушенных физических и психических функций, а в случае невозможности – развитие компенсаторных и заместительных функций. Она включает в себя медикаментозную терапию, хирургическое лечение, различные методы немедикаментозного лечения (диета, трудотерапия, механотерапия, массаж и т.д.).

При использовании в качестве лечебных мероприятий средств физической терапии (ЛФК, ЛГ) допустимо употреблять понятие физической реабилитации.

Задачи физической реабилитации:

  • ускорение регенерации;
  • снижение до минимума функциональных и структурных нарушений;
  • стимуляция компенсаторных процессов;
  • облегчение адаптации к окружающей среде при необратимых изменениях.

2. Психологическая реабилитациякоррекция возникающих в связи с болезнью, травмой или дефектом психических нарушений, формирование положительного эмоционального настроя в течение лечебного процесса, а также психологическая адаптация пациента в обществе, в связи с изменившимися условиями жизни.

Методы: полноценный доверительный контакт персонала с пациентом, периодические беседы о состоянии и прогнозах (только положительная информация), аутотренинг, благоприятная окружающая среда.

3. Профессиональная реабилитация – включает в себя оценку трудоспособности, восстановление профессиональных навыков (при необходимости – переквалификацию), трудоустройство и адаптацию на рабочем месте.

Трудотерапия занимает промежуточное положение между медицинским аспектом и профессиональным, и проводиться в условиях стационара с целью выработки элементарных навыком самообслуживания и простых трудовых процессов.

4. Социальная (экономическая) реабилитация заключается в гарантированном получении определенных социальные льгот и прав (бесплатная медпомощь, льготное лекарственное обслуживание, получение путевок в санаторий, материальное обеспечение при инвалидизации или временной потери нетрудоспособности).

5. Педагогическая реабилитация представляет собою меры воспитательного характера, направленные на коррекцию поведения, интеллектуальной деятельности, эмоционального состояния, получение образования, ликвидацию педагогической запущенности, выработку у
ребенка психологической уверенности в собственной полноценности и формирование социально значимой личностно-профессиональной ориентации. Понятие «педагогическая реабилитация» тесно связано с понятием «ресоциализация», «адаптация» и «интеграция».

Ресоциализация представляет собой усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших.

Адаптация – собственно реализация индивидом накопленного социального потенциала в конкретном данном сообществе.

Интеграция – процесс, в рамках которого данное сообщество обеспечивает условия для реализации максимального социального потенциала каждого индивида этого сообщества.
Задача интеграции не может быть решена снаружи, эта задача может решаться только изнутри самим сообществом. Интеграция – это взаимная адаптация индивида и общества друг к другу. Это процесс, в ходе которого не только индивид адаптируется к сообществу, но и сообщество делает необходимые шаги для того, чтобы приспособиться к этому индивиду.

6. Физиологическая реабилитация базируется на использовании и стимуляции защитно-приспособительных реакций организма.

  • Функциональные резервы – врожденные и приобретенные качества организма, обеспечивающие запас его прочности. Они основываются на структурно-функциональных особенностях органов и тканей, в соответствии с которыми в обычных условиях функционирует только часть имеющихся структурных единиц.
  • Реституция – восстановление деятельности обратимо пораженных структур органов и тканей. Механизмы реституции могут проявляться на молекулярном, клеточном и органном уровнях.
  • Регенерация – восстановление целостности ткани в результате роста и размножения ее специфических элементов.
  • Компенсация – способность организма, выработанная в процессе эволюции осуществлять временное или постоянное, полное или частичное замещение либо возмещение утраченной или ослабленной функции.

7. Бытовая реабилитация - это приобретение или восстановление утраченных в результате болезни навыков самообслуживания и деятельности в быту.

Специфика бытовой реабилитации раскрывается в следующем:

  • создание комфортных и безопасных бытовых условий, пригодных для независимого существования. Бытовые условия жизни для человека играют огромную роль, потому что в них он проводит значительную часть своей жизни. Социально-бытовое устройство составляет особенно значимый компонент социально-бытовой реабилитации. Поэтому бытовые условия должны быть комфортными и безопасными для человека, отвечать всем санитарным нормам, стандартам по площади и оборудованию, техническими средствами реабилитации;
  • создание специализированных жилых помещений, к числу которых относятся специально оборудованные модифицированные дома с комплексом социально-бытовых услуг, специализированные дома-интернаты общего или психоневрологического профиля);
  • приспособление жилища инвалида к его функциональным возможностям, оснащение помещений специальными вспомогательными устройствами для облегчения самообслуживания, индивидуальный подход к инвалиду и творческие решения со стороны среднего обслуживающего персонала в деле изготовления различных приспособлений, упрощающих самообслуживание и предотвращающих повышенную опасность несчастных случаев (падения, ожогов, отравлений), связанную с изменением состояния анализаторов (слуха, зрения), нарушениями двигательной функции или деятельности психической сферы;
  • обучение человека самостоятельно ориентироваться в окружающей обстановке, адекватно воспринимать и анализировать ее состояние, адекватно реагировать на изменения, происходящие в ней. Для этого осуществляется ознакомление инвалида с предметами и окружением социально-бытового назначения. Это особенно важно для лиц с нарушением зрения и психическими расстройствами;
  • бучение инвалидов навыкам самообеспечения в быту, персональной сохранности, по вопросам диетотерапии, режима дня, пользованию лекарственными средствами, вспомогательными приборами и техническими устройствами при нарушениях слуха, зрения, протезы, костыли, ходунки и другие приспособления для больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Необходимо также обучение и просвещение членов семьи инвалида по различным вопросам;
  • адаптация человека к бытовым условиям в статусе «инвалид», в которой участвует, с одной стороны, специалист, помогающий человеку с изменившимися физическими возможностями приспособиться жить в привычных условиях, с другой – сам инвалид, который должен стремиться к обретению относительной независимости.

8. Юридическая реабилитация - создание условий для лиц с ограниченными вследствие физических причин возможностями полноценной жизни долж­но быть сориентировано на формирование адекватной среды жизнедеятельности, дополнительно к гарантии для реализации каждым из них всей полноты основных прав, свобод и обязан­ностей и прежде всего конституционных. Утрата трудоспособ­ности, как основание социальной помощи, нашла свое вопло­щение в развитии системы пособий по временной нетрудоспо­собности и пенсий и пособий по инвалидности. Полная или частичная утрата трудоспособности компенсируется выплатой пенсий по инвалидности, лицам, частично утратившим трудоспособ­ность, гарантируется и трудоустройство. [3]

Категория: Курсовая работа | Добавил: Archer (11.06.2021)
Просмотров: 459 | Теги: РЕАБЛИТАЦИЯ, уход, СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС
Всего комментариев: 0