Главная » Статьи » Механика » Эксплуатационные свойства автомобиля

Конструкция и эксплуатационные свойства Т и ТТМО

1 Тяговый расчет автомобиля

1.1 Расчет мощности двигателя

 

Эксплуатационные свойства автомобиля включают следующие более мелкие групповые свойства, обеспечивающие движение: тягово-скоростные и тормозные свойства, топливную экономичность, управляемость, устойчивость, маневренность, плавность хода и проходимость [1].

Задача  тягового  расчета  состоит  в  определении  характеристик  и  параметров двигателя и трансмиссии, обеспечивающих эксплуатационные свойства и  технико-экономические  показатели  автомобиля  в соответствии  с  исходными данными на его проектирование [2].

Двигатель подбирают, исходя из условия движения автомобиля с максимальной скоростью движения Vamax при полной массе автомобиля ma по дороге с заданным дорожным сопротивлением Ψvamax. Мощность двигателя (кВт), необходимая для движения с максимальной скоростью определяется по формуле [1]:

 ,                                           (1)

где      k   –  коэффициент  обтекаемости  автомобиля, k = 0,25  Н*с24 [1];

F   –  площадь лобовой поверхности автомобиля, м2;

Vamax – максимальная скорость движения,  м/с;

ηmp – коэффициент полезного действия трансмиссии, ηmp = 0,80...0,85 [1].

Полная масса легкового автомобиля находится по формуле [1]:

ma = m0+(mч+mб)*n,                                                         (2)

где     – собственная масса автомобиля, принимается по характеристике

прототипа, mo = 1150 кг [1];

n  – число сидячих мест, n = 4 [1];

mч  – масса человека, mч = 75 кг [1];

mб = 40 кг – масса багаж, mб = 10 кг [1] .

Следовательно, масса автомобиля составит [1]:

ma = 1150+(75+10)*4 = 1490 кг.

Площадь лобового сопротивления  F  может быть ориентировочно определена по выражению [1]:

F = c*B*H,                                                                (3)

где  c  –  коэффициент  заполнения  площади:  для  легковых  автомобилей с = 0,78…0,80:

В   и  H   – габаритная  ширина  и  высота  автомобиля, м.

Исходя из этого:

F = 0,78*1,68*1,64 = 2,15 м2

Ψvamax = 0,029 по заданию.

Следовательно, расчетная мощность двигателя составит [3]:

Nv = (1490*9,8*0,029+0,25*2,15*30,5^2)*30,5/825 = 34,14 кВт

У карбюраторного двигателя частота вращения при максимальной скорости  nV  и частота вращения при номинальной мощности  nн, как правило, не совпадают. В этом случае номинальную мощность находят из соотношения [3]:

                                                        (4)

где  A ,  B  и  C  – эмпирические коэффициенты; для карбюраторных двигателей  А = В = С = 1,0;

λ = nvnн = 0,9…1,2 – у бензиновых двигателей легковых автомобилей.

Следовательно

Nен = 34,14/(1*0,9+1*0,9^2-1*0,9^3) = 34,8 кВт

То есть двигатель автомобиля должен иметь номинальную мощность:

Nен = 34,8 кВт = 46,7 л. с.

 

 

1.2  Расчет  и  построение  внешней  скоростной  характеристики                                                 автомобильного двигателя

 

Текущее значение эффективной мощности двигателя  Nе, кВт, находят по следующей зависимости [3]:

                                             (5)

где ni  – текущая частота вращения, мин-1.

Крутящий момент  Me , Н*м, соответствующий принятой частоте вращения коленчатого вала, подсчитывают по формуле:

                                                              (6)

Удельный расход топлива рассчитывают по формуле [3]:

                                                   (7)

где  g   –  эффективный  удельный  расход  топлива  на  номинальном  режиме работы двигателя, г/кВт*ч.

Часовой расход топлива GТ , кг/ч , определяется по формуле [3]:

GTi = gei* Nei*10-3                                                              (8)

Произведем расчеты и занесем их в таблицу 1.

Таблица 1- Параметры внешней скоростной характеристики двигателя

Относительное значение,

Xi = ni/nн

Частота вращения, n, мин-1

Эффективная

мощность, Ne, кВт

Эффективный

крутящий момент, Ме, Н*м

Удельный расход топлива, ge, г/кВт·ч

Часовой

расход

топлива, GT, кг/ч

0,2

820

8,1

94,3

315,0

2,6

0,4

1640

17,3

100,7

276,5

4,8

0,6

2460

25,9

100,5

262,9

6,8

0,8

3280

32,3

94,0

274,0

8,9

 

Продолжение таблицы 1

1,0

4100

34,8

81,1

310,0

10,8

1,2

4920

31,7

61,5

370,8

11,8

 

Представим скоростные характеристики  двигателя графически (рис.1).

 

Рисунок  1 -  Внешние  скоростные характеристики  двигателя

1.3 Определение передаточных чисел главной передачи и коробки

перемены передач

 

Нагрузка, приходящаяся на ведущие колеса, определяется по формуле [3]:

 ,                                                                       (9)

где Gсц  – сцепной вес автомобиля, Н;

Р  – число ведущих колес.

Для полноприводных автомобилей:

Gсц = ma*g,                                                                 (10)

Отсюда

Gсц = 1490*9,8 = 14602 Н

Следовательно

Gк = 14602/4 = 3650,5 Н

Нагрузку  на  передний  мост  принимают  на  4…8  % меньше, чем на задний. То есть, нагрузка на задний мост составит:

Gзк = 3650,5*1,05 = 3833 Н

Исходя из полученной величины, по приложению 6 [2 с. 55] выберем параметры шин.

Таким параметрам соответствуют шины 175/80 R16 75S.

Передаточное число главной передачи  io  определяется из условия достижения максимальной скорости движения автомобиля по формуле [3]:

 ,                                                              (11)

где iкв  – передаточное число коробки перемены передач на высшей передаче;

iрв  – передаточное число раздаточной коробки на высшей передаче.

Высшая передача раздаточной коробки принимается близкой к единице:

iрв = 1,0

Высшая передача коробки перемены передач:

iкв = 1

Категория: Эксплуатационные свойства автомобиля | Добавил: Archer (06.10.2024)
Просмотров: 45 | Теги: Автомобиль, движение, свойства
Всего комментариев: 0