Главная » Статьи » МФЦ » Совершенствование сети многофункциональных центров

Совершенствование сети многофункциональных центров

Введение

 

Актуальность темы обусловлена тем, что развитие системы предоставления государственных и муниципальных услуг длительное время остается одним из важнейших направлений совершенствования государственного управления в России. Государственная политика в сфере государственных (муниципальных) услуг содержит комплекс мероприятий, включающих нормативно-правовое регулирование сферы, внедрение новых форм предоставления государственных (муниципальных) услуг, оптимизацию механизмов предоставления и повышения качества услуг. В настоящее время усилия сосредоточены не только на улучшении качества предоставления услуг, а так же на создании услуг нового поколения – быстрых, удобных, максимально незаметных для граждан.

Дальнейшая трансформация системы государственных и муниципальных услуг происходит в направлении цифровизации услуг в соответствии с паспортом федерального проекта «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации[1] и в рамках федерального проекта «Государство для людей».

Эффективным инструментом реализации государственной политики в области улучшения жизни населения является создание сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг «Мои документы» и «Мой бизнес», которые созданы во всех регионах России, как универсальное место очного взаимодействия граждан и бизнеса с государством.

В Ивановской области сеть многофункциональных центров формируется с 2009 года. На сегодняшний день в области функционирует 26 МФЦ, 99 территориально-обособленных подразделений (ТОСП), 354 окна взаимодействия с заявителями, в которых предоставляется более 170 государственных и муниципальных услуг.

Создание системы МФЦ значительно улучшило взаимодействие граждан с органами власти региона. Внедрение принципа «одного окна» на базе МФЦ позволило сократить временные и финансовые затраты граждан на получение услуг. Высокие стандарты при создании МФЦ, включая требования к помещениям, использованию информационных технологий и единому фирменному стилю центров, обеспечивают комфортные условия для граждан.

Благодаря реализации проекта МФЦ в Ивановской области уровень удовлетворенности населения качеством предоставления государственных услуг составляет 98,86 процентов, среднее время ожидания в очереди с 2015 года сократилось более чем в 3 раза и составляет менее 15 минут. Таким образом, первоочередные цели, поставленные Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», выполнены, что позволяет перейти к решению актуальных задач в сфере взаимодействия граждан и бизнеса с государством.

За длительный период работы сети МФЦ в регионе накопилось множество проблем. Требуется модернизация и совершенствование существующей региональной системы МФЦ, более тесная интеграция МФЦ с органами власти, бизнесом и населением Ивановской области. Дальнейшее развитие МФЦ должно обеспечить повышение качества предоставляемых услуг, проектирование новых услуг по запросам общества и тем самым повысить степень удовлетворенности населения деятельностью региональных и муниципальных властей.

Актуальность выбранной темы объясняется еще и тем, что одним из основных индикаторов деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления является степень удовлетворенности населения порядком предоставления государственных и муниципальных услуг. Выбранная тема фокусируется на анализе опыта работы и развитие системы многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в Ивановской области в целях решения имеющихся проблем и внедрение новых подходов в работе МФЦ.

Степень изученности выбранной темы чрезвычайно высока. Множество книг и статей посвящены вопросам предоставления государственных и муниципальных услуг.

Междисциплинарный характер проблемы исследования отражается в работах таких авторов, как Е.А. Кондратьева, Н.А. Головин, Дж. Ритцер, А.Ю. Долгушева, А.Н. Репников, В.Я. Билоган, Б.П. Носко, С.Н. Костина, Л.И. Воронина, Н.В. Климовских, Т.А. Щербакова, С.А. Лубенникова, Е.Н. Малик,  А.И. Титова, Л.А. Гаврилова и др., которые внесли существенный вклад в изучение проблемы совершенствования деятельности МФЦ.

Например, С.Н. Данилова[2] обосновывает теоретические и методические подходы к управлению функционированием и сбалансированным развитием многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг. В работе А.М. Муся[3] акцент сделан на изучении качества программных комплексов многофункциональных центров по предоставлению государственных и муниципальных услуг. О.Б. Бадмацыренова[4] анализирует деятельность МФЦ в контексте управления персоналом. Исследования О.А. Юрковой [5] и С.А. Лубенниковой[6] посвящены правовому регулированию деятельности многофункциональных центров в Российской Федерации.

Особый интерес представляет анализ практики предоставления государственных и муниципальных услуг в субъектах РФ, потому что позволяет выявить общие тенденции и проблемы, а так же определить наиболее эффективные подходы к функционированию МФЦ. В связи со сказанным, обобщение опыта Ивановской области в рассматриваемой сфере вносит вклад в исследование государственного и муниципального управления, что и определило выбор объекта и предмета исследования, а так же постановку целей и задач квалификационной работы.

Объектом исследования в данной работе выступает система предоставления государственных и муниципальных услуг в Российской Федерации.

Предметом исследования – развитие системы МФЦ предоставления государственных и муниципальных услуг в Ивановской области.

Цель работы – анализ состояния сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг и обоснование основных направлений совершенствования деятельности многофункциональных центров Ивановской области.

Задачи, решаемые в ходе исследования:

1) разработка теоретического представления о роли многофункциональных центров в оказании государственных и муниципальных услуг;

2) анализ и систематизация нормативных правовых актов в данной области;

3) анализ текущего состояния и проблем, существующих в этой сфере;

4) разработка предложений по совершенствованию работы многофункциональных центров.

При подготовке исследования использованы общенаучные и специальные методы:

1) анализ научной литературы и документов;

2) статистическое наблюдение;

3) синтез;

4) сравнение.

Эмпирической базой исследования являются:

1) правовые документы, регулирующие предоставление государственных и муниципальных услуг на федеральном, региональном и местном уровне:

а) Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"[7];

в) Указ президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления»[8];

г) Концепция совершенствования предоставления государственных  и муниципальных услуг и развития системы многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (2020 - 2024 годы)[9] и другие;

д) Постановление Правительства Ивановской области от 28.09.2023 № 456-п «Об утверждении Комплекса мер по созданию семейных многофункциональных центров в Ивановской области в 2023 - 2024 годах»[10];

е) Постановление Правительства Ивановской области от 15.10.2008 № 266 – п «О создании областного государственного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг»[11];

ж) локальные акты МФЦ[12]:

1) Соглашения с федеральными органами исполнительной власти (РОСРЕЕСТРОМ, АО Федеральной корпорацией МСП, УМВД по Ивановской области, УФНС, МИНЦИФРЫ  и др.);

2) Соглашения с региональными органами исполнительной власти (Ивановским областным судом, Департаментом социальной защиты населения Ивановской области, Департаментом строительства и архитектуры, Комитетом ЗАГС и др.);

3) Договоры с МФЦ районов области;

4) Соглашения с организациями;

з) социологические исследования:

1) Развитие сети МФЦ в Ивановской области[13];

2) отчеты о работе МФЦ региона[14];

и) Проведение мониторинга качества оказания государственных и муниципальных услуг в МФЦ на территории Ивановской области в 2023 году[15].

Научная новизна данной работы заключается в проведении комплексного анализа предоставления государственных услуг на базе МФЦ, в частности теоретико-правовых основ формирования системы многофункциональных центров оказания государственных и муниципальных услуг в Российской Федерации, а так же исследования сущности многофункциональных центров как технологии модернизации предоставления государственных и муниципальных услуг в рамках построения клиентоцентричного государства.

Практическая значимость работы состоит в возможности применения предлагаемых предложений по совершенствованию работы многофункциональных центров на территории Ивановской области.

Результаты работы опубликованы в сборниках научных работ, подготовленных в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации.

Структурно работа состоит из введения, основной части, заключения, библиографического списка и приложений.

 
Категория: Совершенствование сети многофункциональных центров | Добавил: Archer (06.10.2024)
Просмотров: 38 | Теги: сеть, услуги, совершенствование
Всего комментариев: 0