Главная » Статьи » Педагогика » Контрольная работа 1

КУРСОВАЯ РАБОТА

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………….4

1. ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………6

1.1 Состояние проблемы развития двигательных качеств школьников…….6

1.2 Взаимосвязь процессов формирования двигательных навыков и развития двигательных качеств школьников……………………………………………10

2. ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ БАСКЕТБОЛОМ НА РАЗВИТИЕ ЛОВКОСТИ ШКОЛЬНИКОВ………………………………………………….25

2.1 Влияние игры в баскетбол на физическое здоровье………………………25

2.2 Роль баскетбола в развитии ловкости………………………………………27

Заключение…………………………………………………………………….36

Список использованной литературы………………………………………...37

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Физическая культура в «Основах законодательства Российской
Федерации о физической культуре и спорте» представлена как учебная дисциплина и важный компонент целостного развития личности [1].

Физическая культура входит неотъемлемой частью в комплекс образования. Создание таких общечеловеческих ценностей, какими являются здоровье человека и его физическое и психическое благополучие предстают главной задачей физической культуры. Свои образовательные и развивающие функции «Физическая культура» осуществляет в педагогическом процессе физического воспитания, который основывается на таких принципах, как сознательность, наглядность, доступность, систематичность и динамичность.

В основе занятий по физической культуре лежит использование средств, форм и методов физического образования, направленного на укрепление здоровья, а также коррекцию физических нарушений у обучающихся.

В процессе физического воспитания одной из главных задач является оптимальное развитие физических качеств учащихся. К основным физическим качествам принято относить мышечную силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость. Физические качества и двигательные навыки, приобретенные при физических занятиях, могут человеком использоваться в других областях деятельности, и помогают человеку быстро и легко приспособиться к изменяющимся условиям труда и быта, что имеет большое значение в современной жизни.

Данная курсовая работа рассматривает вопросы формирования двигательных навыков у школьников, а если точнее, взаимосвязь между процессом формирования двигательных навыков и развитием двигательных качеств школьников.

Актуальность этой темы не вызывает никакого сомнения. Ведь результатом процесса формирования двигательных навыков является уровень физического (и не только) развития личности школьника, которое, в свою очередь, оказывает влияние на эмоциональное и психологическое состояние человека, а значит и общества в целом.

Объектом исследования курсовой работы выступает учебно-воспитательный процесс по физической культуре у учащихся школы.

Предметом исследования является взаимосвязь процессов формирования двигательных навыков и развития двигательных качеств школьников.

Цель, которая поставлена перед данной работой, - дальнейшее совершенствование процесса формирования двигательных навыков среди учащихся.

Гипотеза исследования предполагает, что игра в баскетбол оказывает сильное влияние на формирование ловкости и точности движений школьников.

В соответствии с целью и гипотезой исследования в работе ставились и решались следующие задачи:

  • изучить состояние проблемы развития двигательных качеств школьников (по литературным источникам);
  • выявить взаимосвязь процессов формирования двигательных навыков и развития двигательных качеств школьников;
  • отследить и проанализировать влияние занятий баскетболом на развитие ловкости школьников.

При организации исследования использовались такие методы, как наблюдение и статистический анализ.

В конце курсовой работы сделаны выводы по проведенному исследованию.

ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.1 Состояние проблемы развития двигательных качеств школьников

 

Многие десятилетия в нашей стране система физи­ческого воспитания школьников остается практически неизменной. Это не означает, что реформ не было вовсе. Изменялись чаще всего со­держания программ физического воспитания общеобразовательных школ [11]. Но по опыту работы учи­телей школ и научным исследованиям, эти реформы не оказали значительного влияния на искоренение ситуации, в которой для многих школьников сохраняется проблема хронического дефицита двигательной активности [9].

Дефицит двигательной активности для со­временных школьников стал реальной угрозой. Дефицит оказывает отрицательное воздействие на здоровье и нормальное физическое развитие под­рас­тающего поколения [8]. Так, по данным статистики, к окончанию средней школы около 50% выпускников близоруки, у 20-30% наблюдаются нервно-психические расстройства, у 40% и более существуют раз­личные нару­шения осанки, 20-40% школьников имеют нарушения в работе сердечно-сосу­дистой системы [20].

Многие ученые и педагоги давно говорят о том, что для исключения негативного влияния ги­по­динамии на организмы школьников необходимы ежедневная двухчасовая двигательная активность и, как минимум, одночасовые ежедневные занятия физическими упражнениями [12].

Что же современная школа может дать школьникам в данной ситуации? Очень и очень мало. Ежедневные уроки физкультуры в школе остаются нереальными, массовые занятия школьников в ДЮСШ тоже невозможны по причине слабой материальной базы и низкими социально-экономическими возможностями государства, которое сейчас не­ может содержать большое количество тренерского состава. Так или иначе, остается один возможный путь – увеличить двигательную активность школьников за счет внутренних резервов времени и внеклассной работы по физическому вос­пи­танию [11].

Конечно, можно немного увеличить эффект от занятий физическими упражнениями за счет роста качества уроков физкультуры, в том числе, за счет их интенсификации, иначе говоря, уси­лить их тренирующее воздействие на обучающихся. Но такой путь будет иметь небольшой эффект. Во-первых, занятия в школах по времени стали короче (40 минут), во-вторых, уроки физкультуры по программе компенсируют дефицит двигательной активности школьников всего на 10 - 12% [13]. Немного выручает физкультура продленного дня, по мнению С. В. Хрущева и А. Д. Дубогая, такие за­ня­тия составляют до 32% общей суточной двигательной потребности ребенка, а бытовые движения – до 18– 22 % [5].

Но на практике, этот объем актив­ности используется школьниками не полностью, а это значит, что совре­мен­ный школьник абсолютно не застрахован от хронической гипо­дина­мии и ее последствий по причине дефицита двигательной активности.

Как известно, двигательная активность человека - его ес­тест­венная биологическая потребность, иначе в ор­ганизме могут происходить самые разные отрицательные изменения. Есть данные о том, что степень обменных процессов и формирование ор­ганов и систем в каждом возрасте зависит от объема и ин­тенсивности двигательной активности человека. Если она понижена, то возникает задержка развития организма и сниже­ние его рабочих и адаптивных возможностей [3]. По мнению многих авторов, потребность в движении детей в возрасте 8-14 лет составляет до 30 тысяч шагов в сутки [15].

В детском возрасте дефицит движений может приводить к серьезным функциональным и морфологическим изменениям, в том числе, к снижению устойчивости организма к простудным заболеваниям. У школьников, ведущих малоподвижный образ жизни, случаи возникновения простудных заболеваний бывают почти вдвое чаще, чем у их сверстников с нормальной двигательной активностью [5]. У детей с малоподвижным образом жизни, встречается не только отставание моторики, но и недостатки развития вегетативных функций, ухудшается работа сердечно-сосудистой системы, органов дыхания и нервной системы [17].

Многие авторы говорят о том, что дефицит движения является одной из главных причин избыточного веса у детей. Недостаток движения у школьников младшего возраста приводит к тому, что после 13 лет у них наблюдается некоторое ухудшение координации, точности движений, понижение скорости реакции, падение подвижности суставов и снижение гибкости позвоночника, а также уменьшение емкости легких по сравнению с теми, кто регулярно занимается физическими упражнениями [10].

Существуют научные данные о том, что школьники, посещающие группы продленного дня, имеют еще больший дефицит двигательной активности по причине того, что находятся в классе по 8-9 часов ежедневно [7]. С. В. Хрущев и А. Д. Дубогай считают, что на работу мышц у школьников приходится до 75 % времени. К внеурочным физкультурным занятиям привлекаются около 30 % школьников, а все остальные посещают только обязательные занятия физкультурой.

Исследования О. Н. Баранкова с соавторами показывают, что главные резервы двигательной активности школьников находятся в улучшении физкультурно-спортивной работы именно в общеобразовательной школе. Для этого, как считает автор, нужно боле эффективно использовать ежедневные занятия гимнастикой перед уроками в течение 10 минут, физкультурные паузы на уроках (2-3 минуты), специальный час физических упражнений (спортивный час), игры на большой перемене (15 минут), подвижные спортивные игры или развлечения на прогулках (40 минут). Если бы все это точно выполнялось в школах, плюс занятия спортом не менее двух раз в неделю должно было бы обеспечить необходимую двигательную активность школьников в объеме 12-14 часов в неделю.

Тем не менее, на практике все эти реальные возможности в большинстве школ не используются, что предстает одной из основных причин теперешнего состояния здоровья подрастающего поколения.

Необходимо отметить, что тревогу за состояние здоровья подростков высказывают не одни отечественные ученые. Данная проблема актуальна для многих развитых стран. Так, в1985 году тестирование 19 000 учащихся начальных и средних школ США на предмет уровня физической подготовленности выявило, что только 0,1 % школьников справлялись с заданиями. При тестировании более 7 000 зарубежных детей на силу и гибкость были получены следующие результаты: 57,9 % американских детей показали минимальный уровень физической подготовки, а у европейских детей этот процент был еще ниже – 8,7 % [6].

По мнению специалистов из США, при оценке физической подготовки детей основными критериями должны быть состояние здоровья и способности к двигательному совершенствованию [16]. Низкий уровень двигательной активности подтверждается тем фактом, что, по результатам исследования 1985 года 40 % американских мальчиков в возрасте 8-12 лет не смогли подтянуться на перекладине более чем один раз, а 25% не смогли этого сделать ни одного раза. 70 % учащихся в возрасте 6-15 лет тоже не смогли подтянуться на перекладине более чем один раз, половина мальчиков и девочек в возрасте 6-14 лет не смогли зафиксировать положение в висе на согнутых руках «подбородок на перекладине» более 10 секунд, 40 % мальчиков 6-15 лет не смогли в положении «сидя на полу» дотянуться до пальцев ног.

Следовательно, анализ отечественной и зарубежной литературы по теме физической подготовленности школьников и их двигательной активности дает возможность сделать вывод, что эта проблема остается нерешенной, и необходимо преодолеть еще целый ряд препятствий (экономических, социальных, психологических и пр.) для того, чтобы вопрос эффективной физической подготовки подростков стал приоритетным для общеобразовательных школ.

1.2 Взаимосвязь процессов формирования двигательных навыков и развития двигательных качеств школьников

 

Прежде всего, определимся с главным: что имеется в виду под понятием «учебный процесс».

Г. А. Ямалетдинова в учебном пособии «Педагогика физической культуры и спорта» дает следующее определение: «Процесс обучения — целостный процесс», состоящий из трех звеньев:

  • подготовка к восприятию знаний;
  • закрепление знаний и выработка на их основе умений и навыков;
  • контроль за качеством усвоения содержания образования [2].

То есть, по ее мнению, для передачи знаний и умений от педагога к ученику достаточно донести до учащегося теорию вопроса, сформировать на ее основе умения и навыки и проверить их применение на практике. Довольно сокращенная формулировка.

Ю. К. Бабанский («Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических институтов») дает более полное определение учебного процесса, рассматривая его как управляемую систему, включающая в себя следующие компоненты:

  • целевой;
  • стимулирующе-мотивационный;
  • содержательный;
  • операционно-деятельностный;
  • контрольно-регулировочный;
  • оценочно-результативный [3].

Он указывает на такие важные компоненты учебного процесса, как мотивация и стимулирование.

Обращаясь конкретно к преподаванию физической культуры, Г. А. Ямалетдинова выделяет среди профессиональных компетенций, необходимых для педагога такие, как:

  • «самостоятельное проведение учебных занятий по физической культуре с детьми дошкольного, школьного возраста и обучающимися в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования, организация внеклассной спортивно-массовой работы с обучающимися;
  • адекватная оценка физических способностей и функционального состояния обучающихся, выбор соответствующих средств и методов двигательной деятельности для коррекции состояния занимающихся с учетом их индивидуальных особенностей» [2].

То есть автор заявляет о необходимости для преподавателя физической культуры иметь достаточные знания средств и методов развития двигательных навыков учащихся, а также внимательного отношения к индивидуальным физическим особенностям школьников и применения правильных средств коррекции их состояния.

Обращаясь к теме влияния процессов формирования двигательных навыков на развитие двигательных качеств школьников, Л. А. Архипова в учебном пособии «Методика преподавания физической культуры в начальной школе» о функциях физического воспитания говорит так:

  • функция выявляет такие свойства физической культуры, как специфическое ее влияние на организм учащихся. Основным средством физического воспитания, несомненно, является физическое упражнение. Именно благодаря применению физических упражнений происходят изменения в морфофункциональных показателях организма (морфологических — осанке, типе телосложения, мышечной массе; в функциональных — работоспособности, дыхательной системе, сердечно-сосудистой системе). Изменяются психофизические способности — быстрота реакции, точность движений, ритмичность и т. д. Воздействие на указанные показатели обусловлено характером двигательной деятельности» [4].

Л. А. Архипова называет свойством физической культуры ее специфическое действие на организмы школьников с помощью развития двигательных навыков через физические упражнения. Причем эти упражнения оказывают положительное влияние, как на морфофункциональные показатели организма, так и на психофизические способности человека.

Кроме того физическая культура оказывает влияние на общекультурную («В процессе занятий, наряду с физическими и функциональными способностями подвергаются влиянию и духовные качества личности человека (умственные, нравственные, эстетические и др.). Воля, внимание, двигательная память, трудолюбие — эти свойства и качества у школьника, занимающегося физкультурой, много выше, чем у не занимающегося» [4]) и экономическую сферы («У людей, регулярно занимающихся физическими упражнениями, она на 3-5% выше, годовые потери рабочего времени от простудных заболеваний в 3 раза ниже, производственный травматизм на 30-40% ниже» [4]).

Рассматривая тему педагогической культуры преподавателя физической культуры Л. А. Архипова обращает внимание на его двигательную культуру, включающую в себя:

  • «грамотный показ двигательных действий;
  • владение прямой выразительной осанкой;
  • владение культурой тела;
  • правильная походка;
  • оптимальное пользование жестикуляцией;
  • правильные позы;
  • внешний вид» [4].

И с ее мнением нельзя не согласиться, ведь прежде, чем учить чему-то других, необходимо в совершенстве овладеть этим самому.

Для специалиста в области физической культуры очень важно понимать, что культура нацелена не только на изменение внешней социальной и природной среды, но и на развитие самого школьника, на формирование его физического облика. В соци­альной сфере физическая культура представляет собой широкую область культурной деятельности общества. Одна из основных задач — активная помощь всестороннему и гармоническому развитию членов общества, их совершенствование, т. е. именно то, что является сущностью культу­ры в более широком смысле.

Применяя закономерности непосредственного развития человека, она собственными средствами и методами достигает новых качественных результатов, формирования таких свойств человека, ко­торые не заложены в него от природы. Материальным результатом воздействия на биологическую составляющую человека является развитие его физических ка­честв и двигательных возможностей.

Центральным понятием, отражающим педагогическую состав­ляющую процесса развития физической культуры личности, выступает понятие «физическое воспитание» — такой вид воспитания, характерным содержанием которого являются обучение движе­ниям, формирование физических качеств, овладение физкультурными навыками в прочном единстве с духовным совершенствованием личности школьника.

Физическое образование — это часть понятия «физи­ческое воспитание», которая представляет собой педагогический процесс, осуществляющий обучение технике двигательных дей­ствий и освоение физкультурных знаний и умений.

Физическая подготовка — это процесс формирования двигатель­ных навыков и физических качеств, необ­ходимых в той или иной профессиональной деятельности.

В более узком смысле термином «физическая подготовка» называется процесс совершенствования физических способностей школьника.

Физическое совершенствование человека, как цель физической культуры достигается с помощью определенных средств.

Средство — это все то, что используется при достижении цели. Сред­ствами физического воспитания принято называть то, что применяется с це­лью укрепления здоровья, всестороннего развития организма, физи­ческих качеств и двигательных навыков учащихся.

Категория: Контрольная работа 1 | Добавил: Archer (28.07.2019)
Просмотров: 314 | Теги: навыки, тренировка, формирование, движение
Всего комментариев: 0