Главная » Статьи » Педагогика » Контрольная работа 1

КУРСОВАЯ РАБОТА

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1.Теоретические основы формирования коллектива младших школьников………………………………………………………………………..7

1.1. Понятие «коллектив», его признаки и этапы развития………………….....7

1.2. Психологические условия формирования коллектива младших школьников………………………………………………………………………11

1.3 Коллектив и личность……………………………………………………….16

Выводы по главе 1……………………………………………………………….21

Глава 2. Экспериментальная работа по формированию коллектива

младших школьников……………………………………………………………23

2.1. Диагностика уровня сформированности коллектива младших

школьников экспериментального класса………………………………………23

2.2. Содержание экспериментальной работы по формированию

коллектива младших школьников……………………………………………...28

2.3. Динамика уровня сформированности коллектива младших

школьников………………………………………………………………………29

Выводы по главе 2……………………………………………………………….32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….33

Список использованных источников…………………………………………...35

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….37

ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………..37

ПРИЛОЖЕНИЕ 2………………………………………………………………..39

ПРИЛОЖЕНИЕ 3………………………………………………………………..44

Введение

 

Более 2 000 лет назад ученик Платона древнегреческий философ Аристотель (род. 384 год до н. э.) пришел к выводу, что человек – существо общественное и только в обществе он способен правильно развиваться. За прошедшие с тех пор века эти его слова множество раз подтверждались педагогической и социальной практикой. Только в общении с людьми подростки приобретают необходимые им знания, овладевают навыками и умениями в различных областях деятельности, учатся выстраивать нормальные отношения с ровесниками и взрослыми людьми, вырабатывают для себя систему ценностей с точки зрения истины, добра и красоты.

Только через общение с людьми происходит самореализация человека.

Большие социально-экономические преобразования, проистекающие в современном обществе, одновременно изменяют и общественное мнение о роли и месте человека в коллективе. Коллектив самым непосредственным образом влияет на отношение человека к труду, к обществу, к людям и самому себе, и тем самым воздействует на процесс формирования личности.

Коллектив выполняет функции основной социальной среды, в которой формируются потребности, раскрываются задатки и способности человека. Нравственные переживания человека в коллективе много острее и ярче, поступки более продуманы и ответственны. Одновременно с этим основные черты коллектива состоят из оттенков волевых и нравственных качеств, яркости и одаренности каждого его члена. Основательная часть времени учебной и творческой деятельности школьника протекает в рамках классного коллектива, и потому огромную роль в развитии подростка играет школьный коллектив.

  • 20-х годов XX века вопросами коллектива занималась исключительно педагогика. В 60-е годы интерес к проблеме коллектива проявился со стороны многих других общественных наук. Например, философия изучает коллектив как социальное объединение людей. оциальная психология рассматривает взаимоотношения коллектива и личности на психологическом уровне. Юриспруденция видит в коллективе одну из социальных групп с точки зрения среды, создающей условия для нарушения закона. Педагогика же интересуется вопросами формирования коллектива и применения его потенциалов для гармоничного развития человеческой личности.

Класс становится детской общностью с самого момента его создания. В классе при ежедневном постоянном общении возникают отношения, которые объединяют детей и оказывают влияние на личность каждого из них. Педагоги, имея целью эффективность обучения в школе, вынуждены

постоянно вмешиваться в жизнь класса, налаживать дисциплину в нем, организовывать совместную деятельность школьников, корректировать отношения между ними, иначе говоря, в классе самопроизвольно осуществляются воспитательные функции.

Изначально, класс как коллектив создавался для усвоения определенного объема знаний, в котором основной деятельностью является учение. В наше время обстановка несколько поменялась. Педагоги стали более концентрироваться на эмоционально-психологических отношениях в классе, что определено ориентацией на развитие личности каждого ребенка и с тем, что педагоги все более активно осваивают психологические знания. Так или иначе, организационная структура класса эффективна только тогда, когда она образована на истинных потребностях детей и отображает характер их совместной деятельности.

В 20-х годах ХХ века коллектив школьников (класс) рассматривался исключительно как цель воспитательных действий педагогов. В 60-х годах

детский коллектив определялся уже много шире, как социально-педагогическая система. Спустя 20 лет, в 80-хпоявилось представление о воспитательном коллективе как о целостном единстве коллективов детей взрослых. В 90-х годах теория коллектива расширилась до понятия воспитательной системы.

В разные годы проблемой коллектива занимались В.С. Агеев, Я.Л. Коломинский, Р.С. Немов, А.В. Мудрик. На практике в детских учреждениях свои идеи использовали И.П. Иванов, Л.Ю. Гордин, Н.В. Клюева, Л.И. Новикова. Особый вклад в разработку теории и практики коллектива был внесен А.С. Макаренко, которым были сформулированы основные методы управления коллективом.

Основным способом объединения детей является вовлечение их в совместную деятельность в рамках урока и внеурочно. Такая объединяющая деятельность воспринимается любопытными детьми, как предстоящая радость. Она привлекает их, поднимает настроение, вызывает прилив сил, объединяет и сплачивает.

Несмотря на большой интерес ученых к теме коллектива, эта актуальная проблема еще полностью не изучена. В то же время актуальность ее остается высокой, как велико влияние коллектива на формирование личности.

Психологические условия формирования коллектива младших школьников и является проблемой данного исследования.

Целью исследования является анализ психологических условий, в которых происходит формирование коллектива младших школьников.

Объектом исследования является процесс формирования коллектива
младших школьников.

Предмет исследования – психологические условия для максимальной эффективности формирования коллектива младших школьников.

Гипотеза исследования: формирование коллектива младших
школьников будет протекать успешнее при следующих условиях:

1) использование групповых игр для сплочения коллектива, развитие навыков действовать сообща;

2) привлечение младших школьников к коллективному творчеству.

Для достижения данных целей необходимо решить следующие задачи:

1.Проанализировать научную литературу по теме исследования и раскрыть закономерности и пути образования коллектива младших школьников.

2. Определить психологические условия, необходимые для эффективного развития коллектива младших школьников.

3. Продиагностировать уровень развития коллектива школьников.

4. Провести экспериментальную работу по формированию коллектива младших школьников, выявить ее эффективность.

Методы исследования:

1) теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;

2) эмпирические: тестирование, анкетирование, наблюдение;

3) методы обработки и анализа результатов исследования (количественный и качественный анализ).

Практическая значимость результатов исследования:

материалы проведенного исследования можно рекомендовать для использования преподавателями начальных классов общеобразовательных школ.

Эмпирическая база исследования: МОУ основная общеобразовательная школа № 15 города Шуя Ивановской области.

Структура работы:

работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и трех приложений.

 

Глава 1. Теоретические основы формирования коллектива младших школьников

1.1. Понятие «коллектив», его признаки и этапы развития

 

Коллектив (от лат. collectivus — собрание, объединение) — группа, людей, работающих в одной организации, на одном предприятии, связанных совместной деятельностью или единой целью.

По характеру деятельности коллективы подразделяются на трудовые, учебные, спортивные, художественной самодеятельности и другие. В широком смысле коллектив — это группа людей, объединенных общими идеями, интересами, потребностями.

В педагогической литературе коллективом принято называть объединение воспитанников, характеризующееся рядом признаков [1]. К ним относятся:

1) общая социально-значимая цель;

2) общая совместная деятельность;

3) существование отношений ответственной зависимости;

4) общий руководящий орган.

Некоторые из этих признаков могут быть характерны и для других видов объединений, таких как ассоциации, корпорации и т. п. Но особенно ярко они проявляются лишь в коллективе[2].

Коллектив, кроме названных особенностей, отличается и другими очень важными признаками. Это характеристики атмосферы внутри коллектива, психологического климата, взаимоотношений между членами коллектива.

Одна из таких характеристик, характеризующая взаимопонимание, сплоченность, «чувство локтя», причастность к нуждам коллектива. В хорошо организованных коллективах возникают взаимопомощь и взаимоответственность, доброжелательность, бескорыстие. Формальные группы людей могут не иметь этих качеств, коллектив же без них теряет свои качества.

В коллективе, имеющем все перечисленные признаки, возникает совершенно другая система отношений к труду, к людям, к общественным обязанностям. В дружном коллективе система взаимоотношений разумно сочетает личные и общественные интересы, обладает способностью подчинять личные интересы общественным. Данная система определяет ясную и четкую позицию каждого члена коллектива, твердо знающего свои обязанности.

Стабильным коллективом в структуре школы является коллектив класса. Именно в его рамках происходит основная деятельность школьников – учение. В классном коллективе возникают и развиваются межличностные связи и отношения между школьниками. По этой причине именно класс является тем самым фундаментом, на котором создаются различные школьные коллективы[3].

При организации коллективов школьников следует стремиться к сочетанию их различных первичных форм, одни из которых являются постоянными, а другие временными. По видам деятельности все первичные коллективы можно разделить на три группы:

1) основанные на разнообразной деятельности (классы, отряды и т.п.);

2) основанные на какого-то одного вида деятельности (кружки, секции, клубы и т.п.);

3) основанные на игровой или иной деятельности по месту жительства.

Коллективы могут подразделяться по возрастному составу на одновозрастные и разновозрастные [4].

Для классного ученического коллектива характерно выполнение ряда функций:

1) организация учебно-воспитательной деятельности и досуга учащихся для развития их наклонностей и способностей;

2) развитие опыта общения и реализации деловых отношений, требующих ответственности, контроля и взаимоуважения;

3) реализация нравственной сущности личности;

4) воспитание взаимопонимания членами ученического коллектива друг друга;

5) выполнение роли первичной референтной группы в жизни членов коллектива;

6) корректировка поведения членов коллектива на основе общепринятых в коллективе норм[5].

Самые фундаментальные исследования в теории коллектива были проведены ярким представителем отечественной педагогики А.С. Макаренко.

Ему принадлежит множество педагогических и художественных сочинений, в которых детально проработана методика коллективистского воспитания. В трудах А.С. Макаренко содержится подробная технология поэтапного формирования коллектива. Им был сформулирован закон жизни коллектива:

движение – форма жизни коллектива, остановка – форма его смерти. Им же определены принципы развития коллектива (гласности, ответственной зависимости, перспективных линий, параллельного действия) и определены этапы развития коллектива[6].

На пути формирования коллектива, по мнению А.С. Макаренко, группа должна пройти несколько стадий:

1. Первая стадия – становление коллектива. На этом этапе коллектив является, прежде всего, целью воспитательных усилий педагога, стремящегося создать организационно оформленную группу (класс, кружок и т. п.), и превратить ее в коллектив. Педагог выступает главным организатором коллектива. Первая стадия заканчивается, когда в коллективе выделяется и начинает работать актив, воспитанники сплачиваются на основе общей цели и общей деятельности. Активисты, правильно понимающие нужды коллектива, становятся главными помощниками педагога[6].

2. Для второй стадии характерна стабилизация структуры коллектива. У коллектива появляются признаки целостной системы, начинают работать механизмы самоорганизации и саморегуляции. На этой стадии коллектив уже обретает черты инструмента нацеленного на воспитание определенных качеств личности.

3. Третья стадия характеризуется нарастанием противоречий и борьбой с ними:

1) между коллективом и отдельными учениками;

2) между общими и личными перспективами;

3) между нормами поведения, принятыми в коллективе и нормами, стихийно возникающими в классе;

4) между группами учеников с различными убеждениями и т.д.

Поэтому развитие коллектива не является линейным, неминуемы скачки, остановки и движения вспять. Достигнув этой стадии, коллектив формирует целостную, нравственную личность. Общий опыт, равенство в оценке событий является наиболее характерным признаком нахождения коллектива на третьей стадии[6].

Советский психолог, специалист в области социальной и педагогической психологии А.Н. Лутошкин (1935— 1979)о стадиях развития коллектива имел другое мнение. В движении группы от «не коллектива» к «коллективу» он выделял пять этапов: «Песчаная россыпь», «Мягкая глина», «Мерцающий маяк», «Алый парус», «Горящий факел»[7]. Эти этапы соответствуют этапам развития коллектива в концепции школы Л.И. Уманского. (Лев Ильич Уманский (1921—1983) — советский психолог, специалист в области социальной и педагогической психологии).

Лутошкиным была разработана методика эмоционально-символической аналогии, предполагающая коллективную само аттестацию группы. Он охарактеризовал стадии развития коллектива как восхождение к вершине, от «Песчаной россыпи» у подножия горы, где вроде все вместе, и в то же время каждый отдельно, до «Горящего факела» на вершине, как символа успешно построенного сплоченного коллектива.

Категория: Контрольная работа 1 | Добавил: Archer (28.07.2019)
Просмотров: 1054 | Теги: младшие, учебный, школьники, коллектив
Всего комментариев: 0