Главная » Статьи » Педагогика » Универсальные учебные действия

КУРСОВАЯ РАБОТА

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Глава 1. Теоретические основы формирования познавательных универсальных учебных действий (УУД) обучающихся в образовательном пространстве школы…………………………………………………………………5

1.1 УУД: понятие, характеристика…………………………………………………5

1.2 Состояние проблемы формирования универсальных учебных действий учащихся в учебной деятельности…………………………………………………7

1.3 Способы формирования УУД………………………………………………....16

2. Глава 2. Экспериментальная часть исследования……………………………..21

2.1 Характеристика базы и методов исследования………………………………21

2.2 Анализ опыта работы МБОУ "СШ № 64"……………………………………23

2.3 Анализ опыта работы учителей по формированию УУД…………………...25

2.4 Выводы по главе II……………………………………………………………..46

Заключение……………………………………………………………………..47

Список использованной литературы…………………………………………48

 

Введение

 

Одним из главных результатов школьного образования на современном этапе должно стать формирование у ребёнка целостной картины мира, отношения подростка к себе, к другим людям. И формирование такого отношения возможно только в том случае, если есть интеграция того, что человек изучает, чем он занимается. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов.

Социальным заказом современного информационного общества является подготовка человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно меняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Для жизни и деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого - то внутреннего багажа всего усвоенного, a проявление и возможность использовать то, что есть, то есть важны не структурные, a функциональные, деятельностные качества. И потому школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» [1].

Именно поэтому на сегодняшний день перед школой остро встала проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний и умений, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД). Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования (ФГОС) второго поколения определяют не только предметные, но мета предметные и личностные результаты.

A значит, принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, и, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.

Предметом проводимого исследования является процесс формирования и диагностики универсальных учебных действий.

Целью данной курсовой работы является изучение особенностей формирования универсальных учебных действий и их влияние на созревание личности учащихся, развития их способностей к самообразованию.

Объект исследования: универсальные учебные действия как результат учебной деятельности школьников.

Задачи, которые решает исследование, следующие:

  • рассмотрение универсальных учебных действий в рамках педагогической психологии;
  • исследование путей формирования универсальных учебных действий;

Работа содержит две части: глава 1 – теоретическая, глава 2 – экспериментальная.

В заключение формулируются выводы, вытекающие из проведенной работы, приводится список литературы, использованной в данной работе.

 

Глава 1

Теоретические основы формирования познавательных универсальных учебных действий (УУД) обучающихся в образовательном пространстве школы.

1.1 УУД: понятие, характеристика

 

Универсальные учебные действия – это совокупность способов различных действий, способствующих активному саморазвитию обучающегося, помогающих самостоятельному овладению новыми знаниями, освоению социального опыта, становлению социальной идентичности. Что же такое УУД по ФГОС, говоря простыми словами? Это действия, помогающие «научить человека учиться».

Стандарт основного общего образования поставил на первое место в качестве главных результатов образования не предметные, а личностные и метапредметные универсальные учебные действия. Термин «универсальные учебные действия» в основной школе означает умение учиться в общении, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта в ходе коммуникативного сотрудничества. Овладение учащимися УУД происходит в контексте разных учебных предметов и ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения. Данная способность обеспечивается тем, что УУД – это обобщенные способы действий, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целей, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают:

1) учебные мотивы,

2) учебную цель,

3) учебную задачу,

4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

Универсальный характер УУД проявляется в том, что они:
• носят надпредметный, метапредметный характер;
• реализуют целостность общекультурного, личностного и
познавательного развития и саморазвития личности;
• обеспечивают преемственность всех уровней образовательного
процесса;
• лежат в основе организации и регуляции любой деятельности
учащегося независимо от ее специально-предметного содержания.

Функции универсальных учебных действий включают:
· обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять
деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать
необходимые средства и способы их достижения, контролировать и
оценивать процесс и результаты деятельности;
· создание условий для гармоничного развития личности и ее
самореализации на основе готовности к непрерывному образованию,
необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и
высокой профессиональной мобильностью;
· обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.

1.2 Состояние проблемы формирования универсальных учебных действий учащихся в учебной деятельности.

 

Перемены, вершащиеся в обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, установления целей образования, которые будут учитывать общественные, социальные и личностные интересы и наклонности. Поэтому приоритетным направлением становится выполнение развивающих потенциалов новых образовательных стандартов. Современные общественные запросы определяют цели образования как личностно-познавательное развитие учащихся, которое обеспечивает становление основной компетенции образования - «научить учиться». На этом основании главной задачей нынешней системы образования становится вырабатывание совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих развитие компетенции «научить учиться», и помимо этого усвоение школьниками определенных предметных знаний и навыков учебных дисциплин [2].

Итак, что же такое «универсальные учебные действия»?

Универсальные учебные действия - это инвариантная основа образовательного и воспитательного процесса. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов учебных действий. Качество усвоения знаний, сформированность умений и навыков определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

Универсальные учебные действия как обобщенные способы действий открывают возможности обучающихся в различных предметных областях и структуре учебной деятельности. Это, в свою очередь, обеспечивает школьнику понимание целей ценностно-смысловых характеристик учебной деятельности. Следовательно, достижение «умения учиться» «предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые охватывают: учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка)» [3].

Как известно, в Федеральном государственном образовательном стандарте образования выделены основные виды универсальных учебных действий обучающихся:

  • личностные (самоопределение, смыслоообразование и действие нравственно-этического оценивания) обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение сопоставлять поступки и события с принятыми нравственными убеждениями, знание моральных норм и умение выделить этический аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях;
  • регулятивные (целеобразование, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование) обеспечивают организацию обучающимися своей учебной деятельности;
  • познавательные (общеучебные, логические и знаково-символические) обеспечивают исследовательскую компетентность, умение работать с информацией;
  • коммуникативные (общение и взаимодействие) обеспечивают социальную компетентность и учет взглядов других людей, умение выслушивать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, плодотворно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Рассмотрим названные блоки универсальных учебных действий в соответствии с описанием их строения, содержания и основных функций.

1. В личностные универсальные учебные действия входят жизненное, личностное, профессиональное самоопределение. Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение сопоставлять поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности школьников выделяют три вида личностных действий:

  • действие смыслообразования, обеспечивающее установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, т.е. между итогом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется;
  • действие самоопределения, включая личностное самоопределение;
  • действие нравственно-этической ориентации, в том числе и оценивания изучаемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающих личностный моральный выбор.

2. Регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивающие организацию учащимися своей учебной деятельности, структурируются из следующего:

  • действий планирования – план выполнения, составление плана и последовательности действий;
  • действий прогнозирования – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
  • действий контроля – сверка способа действия и его результата с заданным образцом с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • коррекционных действий – внесение необходимых дополнений и правок в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
  • оценочных действий – выделение и уяснение учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и степени овладения (констатация достижения поставленной цели или меры приближения к ней и причин неудачи, отношение к успеху и к неудаче);
  • волевой саморегуляции – способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в обстановке мотивационного конфликта и к преодолению препятствий [4].

3. Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

По трудам таких психологов, как Д.Н. Богоявленский, Л.И. Божович, Г.В. Бурменская, А.Л. Венгер и др. выделяют сущностные характеристики учебной деятельности, по которым ее можно отличить ее от других видов деятельности. Учебная деятельность:

  • направлена на усвоение учебного материала и решение учебных задач;
  • помогает освоить общие способы действий и научные понятия;
  • осуществляет становление общих способов действий, что позволяет опережать решение поставленных задач;
  • учебная деятельность содействует изменениям в самом субъекте, его психических свойств и поведения в зависимости от последствий собственных действий [5].

Методологической основой вырабатывания познавательных универсальных учебных действий учащихся предстаёт теория деятельности А.Н. Леонтьева [6], на основе которой создано учение о поэтапном формировании умственных действий П.Я. Гальперина [7], согласно которому предметом формирования должны стать действия, понимаемые как способы решения определенного класса задач. Для этого нужно выделить и выстроить такую систему условий, учет которых не только обеспечивает, но и «принуждает » ученика действовать верно, в требуемой форме и с заданными показателями [8].

Эта система условий содержит три подсистемы:

  • условия, обеспечивающие построение и правильное выполнение учеником нового способа действия;
  • условия, обеспечивающие формирование желаемых свойств способа действия;
  • условия, позволяющие уверенно и полноценно переносить выполнение действий из внешней предметной формы в умственный план [8].

Главное назначение первой подсистемы условий состоит в том, чтобы раскрыть перед учеником объективную структуру материала и действия; выделить в материале ориентиры, а в действии – последовательность его отдельных звеньев − систему объективных условий, позволяющих ученику с первого раза и каждый следующий раз правильно выполнять все задания.

Вторая подсистема – это описание условий, обеспечивающих приобретение действием желаемых свойств, форму выполнения действия (материальная/материализованная, речевая, умственная), полноту или сокращенность действия; меру дифференцировки, критерий отделения существенных свойств от несущественных, временные и силовые характеристики, а также разумность, сознательность, обобщенность, критичность и освоенность действия.

Третья подсистема условий обеспечивает перенос действия в идеальный (умственный) план в ходе поэтапных преобразований, происходящих в процессе становления действия. Учеными П.Я. Гальпериным и Н.Ф. Талызиной [7; 9] выделены шесть этапов интериоризации действия.

Мотивационный этап. Усвоение действия начинается с создания мотивационной основы действия, когда закладывается отношение ученика к целям и задачам усваиваемого действия, к содержанию материала, на котором оно отрабатывается. Это отношение может в последующем измениться, но роль первоначальной мотивации для усвоения очень велика.

Ориентировочный этап. Происходит становление схемы ориентировочной основы действия, т.е. системы ориентиров, необходимых для выполнения действия с требуемыми качествами. В ходе освоения действия эта схема постоянно проверяется и уточняется.

Материальный, или материализованный этап. Формирование действия происходит в материальной (посредством предметов), или материализованной (посредством моделей предметов) форме, когда ориентировка и исполнение действия осуществляются с опорой на внешне представленные компоненты схемы ориентировочной основы действия.

Внешнеречевой (громкоречевой) этап. Происходит преобразование действия − вместо опоры на внешне представленные средства, ученик переходит к описанию значений этих средств и действий во внешней (громкой) речи (вслух). Необходимость материального (материализованного) представления схемы ориентировочной основы действия, как и материальной формы действия, отпадает; ее содержание полностью отражается в речи, которая и начинает выступать в качестве основной опоры для становящегося действия.

Внутриречевой этап. Происходит дальнейшее преобразование действия − постепенное сокращение внешней, звуковой стороны речи, основное же содержание действия переносится во внутренний, умственный план (действие во внешней речи «про себя»).

Заключительный (умственный) этап. Действие совершается в скрытой речи и приобретает форму собственно умственного действия, во внутреннем плане, без фиксации отдельных шагов, как единое целое. Постепенно оно все больше и больше свертывается и перестает осознаваться, тем самым автоматизируется, становится навыком [7; 9].

4. Коммуникативные универсальные действия обеспечивают возможности сотрудничества − умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя.

В наиболее широком значении коммуникация рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия. Коммуникация обслуживает совместную деятельность людей и предполагает не только обмен информацией, но и достижение некоторой общности – установление контактов, кооперацию (организацию и осуществление общей деятельности), а также процессы межличностного восприятия, включая понимание партнера.

Развитие личности в системе образования обеспечивается благодаря формированию универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса и от качества овладения которыми во многом зависят учебные успехи в последующих классах. Однако без целенаправленной подготовки и специально организованной деятельности формирование универсальных учебных действий обучающихся не происходит. При этом важно учесть характеристику общеучебных универсальных действий, специфику их формирования и сущность учебной деятельности.

Итак, развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития универсальных учебных действий. Интегративный характер способности к саморазвитию позволяет нам определить систему универсальных учебных действий как ключевую компетенцию, обеспечивающую у учащихся «умение учиться». Универсальные учебные действия дают ученику возможность широкой ориентации в различных предметных областях, в построении самой учебной деятельности, а именно, как отмечает О.А. Карабанова: «обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты» [10].

Для большей наглядности сущности комплекса универсальных учебных действий представим его содержание в виде схемы:

 

1.3 Способы формирования УУД

 

Основа - системно-деятельностный подход:

  • знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности;
  • задания должны быть непосредственно связанны с проблемами реальной жизни;
  • взаимодействие обучающегося с учителем и одноклассниками принимает характер сотрудничества;
  • ученики активно участвуют в выборе методов обучения.

Использование возможностей современной информационной образовательной среды:

  • оперативная консультационная помощь;
  • организация совместных учебных и исследовательских работ учеников и учителей;
  • получение необходимой информации из разнообразных источников;
  • формирование навыков культуры общения;
  • эффективный инструмент контроля и коррекции результатов учебной деятельности.

Использование приема учебных ситуаций:

  • ситуация-проблема — прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения;
  • ситуация-иллюстрация — прототип реальной ситуации, которая включается в качестве факта в лекционный материал (видео, презентация);
  • ситуация-оценка — прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить, и предложить своё адекватное решение;
  • ситуация-тренинг — прототип стандартной или другой ситуации (тренинг можно проводить как по описанию ситуации, так и по её решению).

Использование разных типов задач – под каждое требование:

а) Личностные УУД:

Задачи:

— на личностное самоопределение;

— на развитие Я-концепции (психологические тесты);

— на смыслообразование (где эти знания пригодятся вам в жизни?);

— на мотивацию (мотивы выбора профессии);

— на нравственно-этическое оценивание (Что герой делал неправильно?).

б) Коммуникативные УУД:

— на учёт позиции партнёра (решение двух судей в дебатах);

— на организацию и осуществление сотрудничества (работа в команде);

— на передачу информации и отображение предметного содержания (подготовка сообщений, дискуссия);

— тренинги коммуникативных навыков (интонация, разрешение конфликта);

— ролевые игры (прием на работу, выборы);

— групповые игры (брейн-ринг, что? где? когда?).

 

Например, дискуссия

Виды:

Свободная и формализованная

Устная и письменная

Основной элемент – доказательство. Любое

доказательство включает:

  • тезис — утверждение, истинность которого доказывается;
  • аргументы (основания, доводы) — уже известные удостоверенные факты, определения исходных понятий, аксиомы, утверждения, из которых необходимо следует истинность доказываемого тезиса;
  • демонстрация — последовательность умозаключений — рассуждений, в ходе которых из одного или нескольких аргументов (оснований) выводится новое суждение.

в) Познавательные УУД:

  • задачи и проекты на выстраивание стратегии поиска решения задач (проблемные задания);
  • задачи и проекты на сравнение, оценивание (традиционно);
  • задачи и проекты на проведение эмпирического исследования (социологический опрос);
  • задачи и проекты на проведение теоретического исследования (вводная часть итогового проекта);
  • задачи на смысловое чтение (поэтапное усложнение заданий).

г) Регулятивные УУД:

  • на планирование (идеальное утро);
  • на рефлексию (познание себя, рефлексивные карты);
  • на ориентировку в ситуации (найти и сравнить описание в разных источниках);
  • на прогнозирование (гипотезы исследования);
  • на целеполагание (определение цели проекта);
  • на оценивание (оценочные листы);
  • на принятие решения (альтернативные задания);
  • на самоконтроль (тесты в конце учебника);
  • на коррекцию (что бы вы сделали иначе?).

Способы организации сотрудничества

а) Работа в группе:

Сходные интересы или стили работы

Дружеские отношения

Уровень познавательных возможностей

(одинаковый или, наоборот, разный)

Гендерный состав

Случайный состав

б) Работа парами:

Виды:

  • выполняют одинаковое задание и осуществляют взаимопроверку;
  • выполняют одно общее задание;
  • выполняют разные данные задания, но советуясь друг с другом;
  • выполняют разные задания, сделанные друг другом, и осуществляют взаимопроверку.

в) Разновозрастное сотрудничество:

Проведение в классах младше:

  • уроков;
  • интеллектуальных игр;
  • классных часов;
  • помощь в подготовке проектов;
  • социальные проекты, направленные на детей или пенсионеров.

 

Категория: Универсальные учебные действия | Добавил: Archer (03.01.2018)
Просмотров: 8988 | Теги: учебные, универсальные, действия
Всего комментариев: 0