Главная » Статьи » Практика » Отчет по практике

ОТЧЕТ ПО ПСИХОЛОГИИ

Психологическая характеристика личности ученика и рекомендации по реализации индивидуального подхода в учебно-воспитательной работе с ним

 

Среди учащихся класса было выявлено, что отстающими и недисциплинированными являются двое: Анатолий Дубов и Илья Легков.

Исходя из этого, дадим психологическую характеристику личности ученика Ильи Легкова.

Сведения для составления данной психолого-педагогической характеристики ученика были собраны в период с 17.02.2020 г. по 31.03.2020 г. При сборе данных применялись методы наблюдения за учениками во время учебного процесса и перемен, была проведена беседа с учеником и классным руководителей, было проведено тестирование, так же были изучены оценки учащегося из классного журнала и его личное дело.

Общие сведения об учащемся:

Фамилия, имя, отчество: Легков Илья Вадимович

Дата рождения: 03.05.2005

Школа, класс: 10 школа города Кинешма, 8 «а».

Состояние здоровья и физическое развитие.

 Ученик состоит во второй группе здоровья, физкультурная группа основная, болеет не часто, ОРВИ в легкой форме, хронические заболевания отсутствуют, стабилен в проявлениях настроения.

 Условия семейного воспитания.

Илья Легков проживает в неполной семье с матерью Легковой Ольгой Николаевной.

Отец Легков Игорь Иванович не участвует в воспитании сына, хотя материально семье помогает.

Мать всегда отвечает на звонки классного руководителя, всегда приходит в школу по приглашению классного руководителя, учителей, заместителей директора, но не всегда посещает родительские собрания. Она  чрезмерно опекает Илью, стремится удовлетворить все его потребности и оградить от забот и усилий, но недостаточно контролирует учебную работу и поведение сына.

Учебная деятельность учащегося.

Интеллектуальные возможности Ильи средние. Отношение к учёбе — отрицательное. По итогам 1 и 2 четверти 2019-2020 учебного года имел неудовлетворительные отметки по 2 предметам. Домашние задания выполняет редко. На замечания учителей нередко реагирует неадекватно.

Конфликтный, вспыльчивый, неуравновешенный. Имеет завышенную самооценку. В течение последних двух лет обучения допускал многочисленные нарушения дисциплины на уроках и внеурочное время, грубое отношение к одноклассникам.

Трудовая деятельность учащегося.

Уклоняется от участия в общешкольных мероприятиях. Общественные поручения выполняет под нажимом. К общественному имуществу относится неуважительно.

Проявляет интерес к занятиям физической культурой, особенно единоборствами.

Особенности психических процессов.

Самолюбив, высокомерен, часто груб в отношениях с одноклассниками, но при этом настойчив в достижении своих целей, решителен, вспыльчив. Илья упрям, трудно управляем, нередко хвастлив, выдавая желательное за действительное. По типу темперамента Илья Легков определенно относится к холерикам. Такие люди добиваются цели, оставляя свой след (к сожалению, чаще всего разрушительный).

На критику и замечания Илья реагирует раздражительно, часто с готовностью вступить в спор. Он не способен справляться с проявлением своих эмоций (или, вероятнее, не обучен справляться с ними).

Положение в коллективе.

Илья Легков по причине собственного высокомерия является одиночкой, редко контактирующим с одноклассниками. Общение происходит лишь в сферах спорта и кино, да по необходимости при выполнении обще классных обязанностей и мероприятий.

 Особенности познавательной деятельности.

Илья Легков имеет достаточно хорошую память при трудностях в концентрации внимания. У Ильи в одинаковой степени хорошо развита как визуальная, так и слуховая память. Механическая память развита еще сильнее. Речь Ильи сформирована не совсем верно, сказывается то, что он очень мало читал. При всем том, умственное развитие его вполне соответствует возрасту и положению.

Общие психолого-педагогические выводы.

Из всего вышеизложенного можно сделать заключение о том, что ученик 8 «а» класса 10 школы Илья Легков является личностью, развитой односторонне, не заинтересован в учебе, не занимается дополнительными видами деятельности, не проявляет активности в коллективе, конфликтен и  высокомерен, в большей степени имеет склонность и проявляет интерес к спортивным единоборствам.

В течение 2019-2020 учебного года классным руководителем и  заместителем директора по воспитательной работе проводились беседы с Ильей о недопустимости грубого обращения с учениками школы.

Рекомендации.

1. Наиболее распространенная причина грубости и вспыльчивости подростка — это отсутствие такта в отношении взрослых к подростку, прямое или косвенное подавление его естественного стремления к самостоятельности.

Прямой формой этого подавления является диктаторство взрослых, косвенной формой — назойливый контроль и мелочная опека, а также неуместные и чрезмерные ласки и нежности, особенно компрометирующие подростка в глазах сверстников.

2. Грубость, резкость и дерзость подростка нередко являют­ся реакцией на несправедливое к нему отношение взрослых. Это имеет место даже тогда, когда несправедливое отношение выра­жается в тактичной форме. Если же оно выражается в грубой, бестактной форме, то гневная реакция подростка во много раз усиливается.

3. Грубость подростков нередко объясняется непониманием некоторых моральных категорий, наличием у них незрелых и неправильных моральных понятий. Многие подростки счи­тают грубость и резкость признаком взрослости, мужественно­сти, духовной зрелости.

4. Грубость подростков может быть результатом подражания поведению некоторых взрослых или товарищей.

5.       Грубость, раздражительность, вспыльчивость могут быть следствием недостаточного развития воли подростков. Известно, что многим подросткам свойственна несдержанность, повышенная возбудимость, импульсивность. Часто подросток еще не умеет сдерживать своих чувств, стремлений, порывов, бывает склонен к аффектации. Искоренению грубости и раздражительности в этом случае содействуют все мероприятия, воспитывающие волю подростка, его выдержку, умение владеть собой.

6.       Наконец, грубость и раздражительность могут возникать на основе переутомления, связанного с длительной и напряженной работой. Мы отмечали, что в силу ряда особенностей физического развития подростков, их мозг испытывает частичный недостаток притока крови. В процессе длительной и напряженной умственной работы, при отсутствии отдыха быстро нарастает утомление, которое обычно выражается в резком повышении возбудимости. Естественно, что твердое соблюдение правильного режима труда и отдыха устраняет эти явления [1].

Установив контакт с подростком на основе не подавления его  личности (возможно, с опорой на его интересы), и, устранив приведенные причины вспыльчивости, можно избавить его от отрицательного отношения к внешнему миру и вернуть его в коллектив.

 

Психологическая характеристика коллектива класса как малой группы и рекомендации по организации дальнейшей учебно-воспитательной работы с классом

 

В классе 24 учащихся, 12 из которых 2005 года рождения, 12- 2006 года рождения.

  • 15девочек, 9 мальчиков
  • Дети неполных семей 8 человек.
  • Из многодетных семей 5 человек.
  • 9 человек из малообеспеченных семей.
  • Дети из семей социального риска 3 человека.
  • Дети родителей пенсионеров – 1.
  • Дети работающих родителей – 19.
  • Безработных родителей – 4.
  • Одаренные дети – 2.
  • С ослабленным здоровьем 2.

1.       Успеваемость учащихся.

Успевают на «Хорошо» двое учащихся и столько же - с одной тройкой.

Общий интеллектуальный уровень (умственный, духовный) учащихся – средний. Уровень начитанности – средний, так как мало кто читает художественную литературу и библиотеку посещают только по необходимости. Общий уровень знаний удовлетворительный. Есть ученики способные учиться на «4» и «5», но не стремящиеся к этому. Есть одаренные дети – Наталья Кононова и Андрей Смирнов. Они успевают по всем предметам, очень активные, эрудированные, всесторонне развиты. Отстающие и недисциплинированные – Анатолий Дубов и Илья Легков.

2.       Анализ психофизического здоровья.

Количество учащихся основной группы здоровья – 23 человека.

3.       Характеристика классного коллектива.

В целом учащиеся из благополучных семей, но с различным социальным уровнем жизни. Родители проявляют интерес к обучению и воспитанию детей. Класс очень подвижный, энергичный. Ребята без уважительных причин занятия не пропускают. Активное участие принимают в общешкольных мероприятиях. Умеют радоваться успехам друг друга. Все активно принимают участие в жизни класса. Отношение к трудовой и спортивной деятельности хорошее.

Явными лидерами в классе являются Алексей Мальцев и Екатерина Давыдова.

Большинство учеников класса открыты в общении, легко идут на контакт со всеми участниками образовательной деятельности.

Что касается отношений между мальчиками и девочками, то тут нет никаких особенностей.  Отношения - нейтральные.

Классный руководитель является авторитетом для учеников, они прислушиваются к нему,  и считаются с его мнением. Классный руководитель учитывает интересы детей, доказательство этому является то, как он выбирает формы и виды внеклассных мероприятий.

4.       Характеристика ценностных приоритетов, нравственных качеств, эмоционального состояния коллектива.

Все дети с удовольствием занимаются физкультурой, любят петь, танцевать, очень хорошо рисуют, класс побеждает в школьных мероприятиях и соревнованиях, что доказывает, что класс активный, дружный и сплоченный.

5. Общие выводы.

У учащихся прослеживается хороший уровень сформированности познавательной активности и учебной мотивации. Ученики данного класса относятся к учёбе серьезно и ответственно, осознают её важность и положительное влияние на жизнь в будущем. Уровень работоспособности и самостоятельности учащихся соответствует норме.

 

Рекомендации.

  • В новом учебном году необходимо улучшить работу с родителями, добиться стопроцентного посещения родителями родительских собраний.
  • Вести строгий учёт пропусков учащимися учебных занятий. По каждому пропуску беседовать с родителями, искоренить пропуски уроков без уважительной причины.
  • Продолжить реализацию целей и задач, поставленных перед коллективом учащихся в прошлом учебном году.
  • Продолжить работу по сплочению классного коллектива.
  • Развивать нравственную самооценку учащихся, готовить их к самовоспитанию и самоанализу.

 

Категория: Отчет по практике | Добавил: Archer (15.06.2021)
Просмотров: 327 | Теги: самооенка, психология, характеристика, личность
Всего комментариев: 0