Главная » Статьи » Туризм » Курсовая работа

Туристский потенциал региона Галисия (Испания)

Оглавление


Введение………………………………………………………………….4
1 Теоретические основы туристского потенциала территории……………………………………………………………………...7
1.1    Понятие туристский потенциал………………………………….7
1.2 Понятие туристские ресурсы и их классификация………………13
2 Туристский потенциал региона Галисия …………………………...19
2.1 Природные ресурсы Галисии……………………………………...19
2.2 Историко-культурные достопримечательности Галисии………..22
2.3 Туристская инфраструктура Галисии……..………………………27
Заключение…………………………………………………..................31
Список использованных источников…………………………………32
Приложения…………………………………………………………….35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

     Туризм в Испании активно развивается с 1960-х годов, когда страна стала любимым местом отдыха туристов из других европейских стран, особенно Великобритании, Франции, Центральной и Северной Европы. Доля туризма в ВВП Испании достигает 11 % (см. Приложение Б).
     В 2007 году по данным Всемирной туристской организации Испания заняла второе место по посещаемости в мире после Франции. С 2010 года Испании принадлежит 4-е место по посещаемости после Франции, США и Китая. В 2015 году страну посетили 69—70 млн. туристов, потратившие около 60 миллиардов евро. А 2016 год стал рекордным — страну посетили 75 млн. туристов.
     Всемирная туристская организация ООН (UNWTO) опубликовала статистику по международному турпотоку в 2017 году, согласно которому  Испания (81,8 млн. посетителей) заняла второе место после Франции (86,9 млн.  посетителей) .     
  Пляжный отдых является главным видом туризма в Испании. Он начал развиваться раньше прочих и до сих пор приносит наибольшую часть прибыли из всех видов туризма в стране. Мягкий климат испанского  побережья и двух архипелагов (Балеарские острова, Канарские острова) привлекает более всего туристов из Северной Европы. В то же время курорты пользуются спросом и среди испанцев.
     Испания -  страна с богатой историей и культурой. На ее территории сохранились исторические города и поселения разных народностей, живших раньше на Пиренейском полуострове. Главные туристические города Испании — Мадрид и Барселона — предлагают как исторические и культурные маршруты, так и различные развлечения, обширный коммерческий сектор, программы обучения. Двенадцать исторических городов занесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО: Алкала-де-Энарес, Авила, Касерес, Кордова, Куэнка, Ивиса, Саламанка, Сан-Кристобаль-де-ла-Лагуна, Сантьяго-де-Компостела, Сеговия, Таррагона, Толедо. Всего в Испании находятся 44 объекта Всемирного наследия, таким образом, Испания является второй по количеству объектов Всемирного наследия после Италии, имея 47 наименований (см. Приложение А).
В стране ежегодно проводится множество различных фестивалей, большинство из которых посвящено святым покровителям, местным традициям и фольклору. Наиболее известными из них являются Севильская ярмарка, Romería de El Rocío в Альмонте, Энсьерро в Памплоне, Фальяс в Валенсии, Томатина в Буньоле. Карнавал очень популярен в Испании, особенно на Канарских островах и в Кадисе.
Во многих городах страны проходят кинофестивали: Кинофестиваль в Сан-Себастьяне, Малагский кинофестиваль, Международный кинофестиваль в Вальядолиде, Mostra de Valencia и Кинофестиваль в Ситжесе. Среди музыкальных фестивалей можно выделить Sónar, Festival Internacional de Benicàssim, Festimad и Primavera Sound.
В крупных испанских городах регулярно проходят международные выставки и прочие мероприятия: Всемирная выставка 1888 года и Всемирная выставка 1929 года в Барселоне, Летние Олимпийские игры 1992 в Барселоне, Всемирная выставка 1992 года в Севилье, 2007 America's Cup в Валенсии, Всемирная выставка 2008 года в Сарагосе. Испанские города многократно избирались культурной столицей Европы: Мадрид в 1992, Сантьяго-де-Компостела в 2000, Саламанка в 2002 и Сан-Себастьян в 2016 году.
Ночная жизнь в Испании  признана одной из самых лучших в мире, и привлекает и местных жителей, и туристов. В крупных городах, прежде всего в Мадриде и Барселоне, имеется много ночных клубов и дискотек. В Мадриде располагаются знаменитые клубы Pacha и Kapital, в Барселоне наиболее популярны Opium and Sutton.
Зимний отдых в Испании развит в основном в северных регионах страны — в Пиренеях, Центральной Кордильере, Иберийских горах, но горнолыжные курорты имеются и на юге Испании — в Сьерра-Неваде.
На севере Испании, в том числе в Галисии в основном развит сельский туризм .
В Испании есть множество природных объектов, которые привлекают туристов со всего света, среди них вершина Монте-Пердидо и национальный парк Ордеса в Пиренеях. Другие национальные парки: Picos de Europa, Doñana, Альбуфера в Валенсии, озеро Санабрия, лагуны Руидера, национальный парк Tablas de Daimiel. Северные районы страны называют «Зеленой Испанией» из-за умеренного морского климата, благодаря которому они отличаются от остальных испанских регионов  особенно обильной растительностью .     
Именно туристский потенциал региона Галисия и является объектом исследования данной работы.
Предметом исследования выступает использование этого потенциала для дальнейшего развития отрасли туризма в Испании.
Цель работы – изучение и анализ туристского потенциала региона Галисия.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) определение понятия «туристский потенциал»;
2) определение составляющих понятия «потенциал»;
3) изучение структуры туристского потенциала;
4) определение компонентов туристского потенциала территории;
5) изучение видов  туристских ресурсов;
6) анализ туристского потенциала региона Галисия.
При решении указанных задач использовалось множество литературных и электронных ресурсов, указанных в списке использованных источников.
При написании работы применялись методы математического, статистического анализа, а также контент-анализ литературных источников на соответствующую тему.
Среди использованных источников следует особо отметить научную статью Данилова А.Ю. «Культурно-исторические туристские ресурсы: сущность, классификация, методы оценки» , а также книгу Б. Роджера «Маркетинг от потребителя» .
Также в процессе выполнения работы использованы статьи, опубликованные на интернет ресурсе «Консультант Плюс» .
К работе также привлекались нормативно-правовые акты:
1) Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1. (ред. от 03.07.2016) «О защите прав потребителей» ;
2) Национальный стандарт Российской Федерации. ГОСТ Р 50646-2012 от 29 ноября 2012 г. № 1612-ст «Услуги населению. Термины и определения» ;
3) Национальный стандарт Российской Федерации. ГОСТ Р 53522-2009 от 15.12.2009 № 772-ст «Туристские и экскурсионные услуги. Основные положения» .

 


1. Теоретические основы туристского потенциала территории

1.1    Понятие туристский потенциал


Туристский потенциал – это сумма туристских ресурсов и условий на данной территории, содействующих реальному удовлетворению потребностей населения в туристических услугах  
Из определения понятно, что туристский потенциал состоит из многих компонентов. Важнейшим из них, естественно, является присутствие туристских ресурсов, имеющих достаточную потребительскую ценность. Под понятием потенциала имеется в виду способность применения всех возможностей данной территории при оптимальном использовании всех ее ресурсов.
Однако не только владение территории туристскими аттракциями и сформированной туристской инфраструктурой оказывает влияние на ее потенциал. Существенным фактором увеличения туристского потенциала выступают трудовые ресурсы. От уровня подготовки кадров в данном регионе, от готовности жителей территории к принятию участия в обслуживании туристов зависит многое в успехе туристической отрасли.
На туристский потенциал серьезно влияют такие факторы, как уровень доходов населения, политическая, экономическая и экологическая обстановка. Если в регионе имеется наличие дестабилизирующих факторов (большие социальные проблемы, политическая нестабильность, и др.), это может очень серьезно снизить интерес туристов к данному региону.
Одним из основных понятий в географии туризма выступает понятие «туристский регион». Термин «регион» в данном случае имеет большое количество значений, и исследователи различных научных отраслей не выработали единого мнения о том, что нужно считать регионом. В научной литературе имеется разброс мнений о регионах от выделения гигантских регионов типа «Атлантический» до применения этого термина для отдельных субъектов РФ и даже их частей .
Одно из определений гласит, что туристским регионом называется  определенная географическая территория, имеющая набор заманчивых для туристов ресурсов и способная оказать  определенный набор услуг, необходимых для удовлетворения нужд туристов. Определение туристских регионов базируется на обнаружении в них специфичных черт, отличающих их от других регионов, которые позволяют сконцентрироваться на развитии обусловленного типа туризма (экологического или культурно-познавательного, спортивно-оздоровительного или  рекреационно-восстановительного и так далее).
 Многие исследователи предлагают не выделять туристских регионов, а использовать принятое в социально-экономической географии районирование. Туристский метод выделения регионов, хоть и основывается на базовых природно-климатических, культурно-исторических и социально-экономических особенностях территории, но все же не находится в прямой зависимости только от них.
В виде альтернативы понятию «туристский регион» отдельные исследователи используют термин «дестинация» (от английского destination- местонахождение). Под туристской дестинацией понимают определенную социально-географическую местность (регион, область, город, деревня и т. п.), которую конкретный турист или группа туристов выбрали в качестве места поездки, и которая имеет все необходимые учреждения, организации, средства размещения, обслуживания и, кроме всего, инфраструктуру развлечений. Следовательно, за основу выделения дестинаций берется созданный туристом вид территории или маршрут, то есть полностью субъективный фактор.
Туристско-рекреационный потенциал и ресурсы предстают одними из самых используемых понятий в отечественной туристской науке и практике, но до сих пор вопросы определения их сущности и структуры являются актуальными. Так, А.М. Сазыкин подмечает, что интенсивное развитие туризма в России сопровождалось введением новой терминологии, которая часто противоречит традиционной и неплохо разработанной терминологии, принятой в СССР и России . По  классическому определению по Н.С. Мироненко и И.Т. Твердохлебову, «рекреационным потенциалом территории называется  объем природных, культурно-исторических и социально-экономических предпосылок для организации рекреационной деятельности» . Для  рекреационных ресурсов А.М. Сазыкин предлагает следующее  определение: «это элементы и явления географической среды, которые могут быть использованы для организации рекреационной деятельности» .
Рассмотрим более конкретно значение слова «потенциал». От латинского «potential» – мощь, сила, которое возникло в физике, и в современной литературе ему присваивают смысловые значения мощности, возможностей, объему средств, способностей, (резервов, источников, запасов, ресурсов и т. п.), которые могут быть использованы в каких-либо целях.
У потенциала имеется несколько проявлений, которые и выражают его сущность – потенциал определяет прошлое с точки зрения отражения совокупности накопленных свойств, обусловливающих способность к какой-либо деятельности и достижения каких-либо целей (потенциал принимает значение «ресурс»); – потенциал отражает настоящее с точки зрения практического применения и использования имеющихся способностей (потенциал обладает значением «резерв»); – потенциал развития (будущее), в процессе которого сформируются новые способности (потенциал имеет значение «возможности») (см. Рисунок 1).

 
Рис. 1. Составляющие понятие «потенциал»

Туристский потенциал – это не что иное, как пространственно-временное объединение природных, общественных и природно-общественных ресурсов, резервов и возможностей для организации и реализации туристской деятельности. Исходя из этого, с концептуальных позиций туристские ресурсы играть роль уже освоенной совокупности  элементов и явлений действительности для организации и осуществления человеком туристской деятельности для  удовлетворения его потребностей .
Рассмотрим структуру туристского потенциала территории по мнению А.С. Кускова. Он  подразделяет туристский потенциал на ресурсы (природные, культурно-исторические и социально-экономические) и туристскую инфраструктуру, которую одновременно причисляет к социально-экономическим ресурсам, склоняясь к существенной значимости туристской инфраструктуры в туристской сфере (см. Рисунок 2).
 
Рис. 2. Структура туристского потенциала территории по А.С. Кускову

Исходя из рисунка 2, туристский потенциал территории подразделяется на туристские ресурсы и туристскую инфраструктуру. Туристская инфраструктура содержит в себе природные ресурсы (флористические, фаунистические, климатические, орографические, гидрологические, лечебные и прочие) и культурно-исторические ресурсы (материальные и духовные). Туристская инфраструктура: инфраструктура размещения; питания; транспортная; инфраструктура досуга и развлечений; специализированная инфраструктура. Отсюда мы видим, что туристские ресурсы и туристская инфраструктура включают в себя социально-экономические ресурсы (трудовые, информационные, управленческие, материальные).  
Исходя из структуры туристского потенциала территории по М.А. Саранче, туристский потенциал территории является субъективным  понятием, так как его величина и ценность зависят от целей его использования. Цели, в свою очередь, зависимы от их носителей, которых в туристской сфере есть возможность разделить на три группы: туристов, предпринимателей и власть/общественность (см. Рисунок 3).
 
Рис. 3. Структура туристского потенциала территории по М.А. Саранче

По мнению М.А. Саранчи, с точки зрения первой группы туристский потенциал объекта (или территории) рассматривается с позиций его туристской аттрактивности, возможности и результатов удовлетворения исходных потребностей, которые побудили человека к путешествию. Предприниматели видят туристский потенциал с позиции выгоды  организации и реализации бизнеса, власть/общественность – возможностей развития, благополучия населения и так далее. В различных ситуациях позиции субъектов могут, как совпадать, так и быть противоположными. По этой причине определение и оценка обобщенного туристского потенциала территории являются сложной научной и практической задачей. Для каждой из групп субъектов приведенные интересы и являются аттракциями, побуждающими их к действию. В роли  аттракций могут выступать отдельно или в объединении практически любые элементы и явления природы и общества, включая и сами субъекты. Исходя из их функций и значимости, аттракции можно подразделить на целевые (являются целью и главным мотивом деятельности), сопутствующие (аттракции краткосрочного и поверхностного интереса, например, активно применяются для насыщения программ пребывания туристов), навязанные (аттракции, не интересующие субъекта, однако в силу обстоятельств он вынужден их использовать; например, включение их в пакет тура) и дополнительные (вызвавшие интерес у субъекта уже во  время  деятельности, например, путешествия).
По определению Т. В. Николаенко, под туристским потенциалом территории следует понимать весь объем природных, культурно-исторических и социально-экономических свойств для организации туристской деятельности на данной территории .
Нередко туристским потенциалом территории называют величину отношения между фактическим и предельно возможным количеством  туристов, определяемую исходя из наличия туристских ресурсов.
Для оценки туристского потенциала территории нужно конкретизировать компоненты, по которым эта оценка будет проводиться. Компоненты туристского потенциала территории представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Компоненты туристского потенциала территории
Система обеспечения    Компоненты
Ресурсное обеспечение    1.    Природные туристские ресурсы
2.    Туристские ресурсы антропогенного происхождения (историко-архитектурные памятники, культурные и религиозные ценности и т. д.)
3.    МТБ туризма
4.    Туристская инфраструктура
5.    Поставщики оборудования
6.    Информация
Кадровое обеспечение    1.    Эксперты и консультанты
2.    Подготовка специалистов турбизнеса
3.    Подготовка коммерческого персонала
Финансовое обеспечение    1.    Средства инвесторов
2.    Государственные дотации
3.    Средства потребителей
Маркетинговое обеспечение    1.    Ценовая политика
2.    Маркетинговая компания
Инновационное обеспечение    1.    Новые технологии разработки и предоставления туристского продукта
2.    Внедрение новых технологий разработки и предоставления туристского продукта
Для управления процессом развития туризма на определенной территории, нужно определить ее туристский потенциал и его компоненты, уровень реализации которых влияет на степень развития туристской деятельности на данной территории. Требуется также определить показатели, по которым будут оцениваться компоненты туристского потенциала.
Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что туристский потенциал территории являет собой максимально эффективное использование ресурсов, резервов и возможностей при идеальных условиях для организации и реализации туристской деятельности с  максимальным удовлетворением потребностей субъектов.
Таким образом, окончательно, туристский потенциал – это объем всех  природных, историко-культурных объектов и явлений, а также социально-экономических и технологических свойств, необходимых для организации туристской деятельности на данной территории.


1.2 Понятие туристские ресурсы и их классификация


В соответствии с Федеральным Законом «Об основах туристской деятельности в РФ», туристскими ресурсами следует считать природные, исторические, социально-культурные объекты, содержащие  в себе  объекты туристского обзора, а также прочие объекты, которые способны на  удовлетворение духовных потребностей туристов, способствовать восстановлению их физических и моральных сил.
Несколько поправив и дополнив существующую в законе характеристику, можно сказать, что туристские ресурсы – это общность природных и созданных человеком объектов, годящихся для применения в процессе выработки местного туристского продукта и для формирования  конкретных туристских услуг для потребителей (см. Рисунок 4).

 

 

 

Рис. 4. Виды туристских ресурсов
Принято выделять непосредственные и косвенные туристские ресурсы. Непосредственные туристские ресурсы – это объекты, создающие интерес вероятных потребителей к данной территории. По причине того, что терминология туристской отрасли окончательно не устоялась, нужно напомнить несколько терминов, употреблявшихся ранее или используемых сейчас как синонимы. Раньше  непосредственные туристские ресурсы называли туристскими достопримечательностями, реже – объектами туристского интереса. В современной научной литературе их тоже часто называют туристскими аттракциями (от английского attract – притягивать).
Косвенные или инфраструктурные туристские ресурсы – это совокупность объектов и учреждений, составляющих материально-техническую основу туризма, которые формируют общие условия для надлежащей работы туристской отрасли . Иными словами, косвенные туристские ресурсы применяются для освоения и применения непосредственных туристских ресурсов. Часто в виде синонима косвенных туристских ресурсов употребляется термин «туристская инфраструктура». Существуют различные мнения на тему того, что нужно причислять к косвенным туристским ресурсам. Несомненно, к ним относятся средства размещения (гостиницы), предприятия питания (рестораны), транспортная инфраструктура. Отдельные исследователи заявляют, что при некоторых условиях косвенными туристскими ресурсами могут стать фактически все объекты и учреждения, которые обеспечивают и поддерживают  жизнедеятельность данного региона (страховые компании и учреждения здравоохранения, информационные и научные учреждения, строительные организации и так далее).
Существует несколько классификаций непосредственных туристских ресурсов.
1. Природные туристские ресурсы: части природной среды, имеющие свойства, заманчивые для туристов. В связи с их происхождением выделяют следующие природные ресурсы: геологические (горы), геоморфологические (рельеф), гидрологические (воды), климатические, флористические (растительность), фаунистические. Есть мнение о том, что главным образом природные ресурсы являются основой, определяющей туристский интерес к данной территории. Кажется, что это мнение  слишком однозначно по причине того, что в зависимости от мотивации людей основную роль в росте  интереса к разным территориям могут играть совсем иные ресурсы. Кроме того, не вызывает сомнения, что многие мегаполисы в высокой степени потеряли свою естественную природную среду, но при этом они продолжают оставаться ведущими туристскими центрами мирового значения.
2. Культурно-исторические туристские ресурсы: объекты культуры и истории, являющиеся материальным воплощением процессов, происходивших на определенной территории, которые обладают привлекательными характеристиками для их применения при создании туристского продукта. Культурно-исторические ресурсы включают в себя все исторические события, архитектуру, традиции, обычаи, особенности хозяйственной жизни, и пр.
Культурно-исторические ресурсы подразделяются на следующие виды:
1. Памятники архитектуры (архитектурные и градостроительные комплексы и отдельные объекты). Их применение в туризме различно: некоторые из них имеют ценность в силу своей уникальности, другие предстают как типичные памятники данной эпохи или региона. Немаловажно использование в туристических целях  не только внешнего облика сооружений, но и их внутреннего интерьера. Значимым фактором, увеличивающим значение памятников архитектуры, выступает организация в них музеев, выставочных залов и  прочих учреждений сферы культуры и сервиса.
2. Памятники истории (места, связанные с жизнью, творчеством или деятельностью известных людей, важными событиями истории). Хорошо бы, чтобы они были обозначены мемориальными (или просто информационными) знаками, информирующими туристов, что именно здесь произошло определенное событие, а также объясняющими важность его для данного региона, страны и мира.  
3. Археологические комплексы, памятники – остатки древних поселений, захоронений, укреплений, каналов, дорог, а, кроме того, каменные фигуры, наскальные рисунки и отдельные участки культурного слоя древних поселений. Чаще всего их используют в России, как правило, для туристского показа уже после полного исследования   (раскопанными) и музеефицированными объектами. Целиком и полностью исследованные памятники археологии, обычно, снимают с государственной охраны, и разрешают создание на их территории различных туристских объектов, в том числе тематических развлекательных парков, гостиниц и т. д.
4. Музейно-выставочные учреждения тоже нужно отнести к непосредственным туристским ресурсам, с учетом того, что они включены практически во все туристские программы экскурсионно-познавательного характера и часто сами являются объектами, обладающими достаточной известность и определяющими интерес туриста к данной территории. Хотя при этом, естественно, музейно-выставочные учреждения являются важными элементами туристской инфраструктуры, занимающимися обслуживанием туристов в местах их пребывания.    

 

Категория: Курсовая работа | Добавил: Archer (17.07.2020)
Просмотров: 328 | Теги: Достопримечательности, Испания, Галисия, туризм
Всего комментариев: 0