Задание 1
Завод безалкогольных напитков выпускает один вид продукции. Исходные данные:
- текущий объем продаж – 500 тыс. бутылок в месяц
- производственная мощность – 900 тыс. бутылок в месяц
- рыночная цена за бутылку – 60 руб.
- сырье / шт. – 30 руб.
- оплата труда / шт. (с отчислениями) – 10 руб.
- технологическая электроэнергия / шт. – 5 руб.
- общепроизводственные расходы за месяц – 2000 тыс. руб.
- общехозяйственные расходы за месяц – 1000 тыс. руб.
- внепроизводственные расходы в месяц – 300 тыс. руб.
Определить:
- размер точки безубыточности в натуральном выражении;
- размер прибыли при текущем объеме продаж;
- как повлияет на прибыль решение поставщика о повышении цены на сырье на 20 %.
Решение:
а) В натуральном выражении точка безубыточности (безубыточный объем продаж) определяется по формуле:
V кр = Зпост / (Ц1 – Зпер1), (1)
где Зпост – постоянные затраты предприятия за период (год), руб.;
Ц1 – цена продажи единицы продукции, руб./шт.;
Зпер1 – переменные затраты на единицу продукции (удельные переменные затраты), руб./шт.
Затраты постоянные (косвенные) включают в себя общепроизводственные, общехозяйственные и внепроизводственные расходы, то есть:
Зпост = 2000+1000+300 = 3300 тыс. руб. в месяц.
Цена единицы продукции 60 руб.
Затраты переменные (прямые) включают в себя затраты на сырье, оплату труда и стоимость технологической электроэнергии:
Зпер1 = 30+10+5 = 45 руб./шт.
Следовательно, точка безубыточности определится как:
V кр = 3300000/(60-45) = 220 000 шт./мес.
То есть производство менее 220 тыс. шт./мес. будет убыточным.
б) Размер прибыли (валовой) при текущем объеме продаж вычисляется как разница между выручкой (нетто) от продажи товаров (продукции, работ, услуг) и себестоимостью проданных товаров (продукции, работ, услуг) без учета коммерческих и управленческих расходов (прямыми производственными затратами по реализованной продукции). [1]
Пв = В – Зп (2)
Выручка:
В = 500*60 = 30 000 тыс. руб.
Затраты прямые:
Зп = 500*45 = 22 500 тыс. руб.
Валовая прибыль составит:
Пв = 30000-22500 = 7 500 тыс. руб.
в) Изменение прибыли при росте цены на сырье на 20%.
Прибыль измененная составит:
Пи = 500*60-500*(30+30*0,20+10+5) = 4 500 тыс. руб.
То есть, прибыль уменьшится на 3 000 тыс. руб. в месяц или на:
(3000/7500)*100 = 40%
Задание 2
Исходные данные:
Предприятие реализовало продукции на сумму 1980 тыс. руб. (в том числе НДС – 330 тыс. руб.). Фактическая себестоимость продукции – 1230 тыс. руб. Управленческие расходы составили 80 тыс. руб., коммерческие – 40 тыс. руб.
Предприятием получены дивиденды по акциям в размере 85 тыс. руб. Прочие доходы составили 25 тыс. руб., прочие расходы – 15 тыс. руб.
Определить все виды прибыли предприятия.
Решение:
а) Валовая прибыль - рассчитывается как разница между выручкой (нетто) от продажи товаров (продукции, работ, услуг) и себестоимостью проданных товаров (продукции, работ, услуг) без учета коммерческих и управленческих расходов (прямыми производственными затратами по реализованной продукции).
Пв = В – Сп, (3)
где В – выручка от реализации продукции;
Сп – себестоимость продукции.
Пв = 1980-1230 = 750 тыс. руб.
б) Прибыль от реализации - это финансовый результат от основной деятельности организации. Этот показатель можно рассчитать: выручка – себестоимость – коммерческие расходы – управленческие расходы.
Пр = 1980-1230-40-80 = 630 тыс. руб.
в) Прибыль до налогообложения (балансовая прибыль) - это сводный финансовый результат от всех видов деятельности организации. Этот показатель рассчитывается: бухгалтерская прибыль = прибыль от продаж + доходы от участия в других организациях + проценты к получению – проценты к уплате + прочие доходы – прочие расходы.
Пб = 630+85+25-15 = 725 тыс. руб.
г) Чистая прибыль - часть бухгалтерской прибыли, остающаяся в распоряжении организации после начисления текущего налога на прибыль, с учетом отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств.
Пч = 725-330 = 395 тыс. руб.,
где НДС – 330 тыс. руб.
Литература
1. Финансовые результаты деятельности организации (предприятия). Лекции.
2. Практикум по теме «Финансовые результаты деятельности предприятия».
3. Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. — 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 670 с.
|